0
3558

01.09.2005 00:00:00

Натюрморт как пароль эпохи

Тэги: Виппер, Проблема и развитие натюрморта


Борис Виппер. Проблема и развитие натюрморта. - СПб.: Азбука-классика, 2005, 384 с.

Монография одного из основателей отечественного искусствоведения Бориса Робертовича Виппера публиковалась в 1922 году в Казани и давно стала библиографической редкостью. "Проблема и развитие натюрморта" - его первый большой труд, результат работы над диссертацией, которую он защитил в 1918 году. Книга эта не утратила научной ценности, ведь натюрморт до сих пор является наименее изученным жанром.

В книге Виппера речь идет об изначальных теоретических и философских вопросах натюрморта. Этим она созвучна с работами Флоренского и Хайдеггера, в которых мыслители через анализ художественного произведения подходили к рассмотрению таких фундаментальных тем, как "вещь", "пространство", историческое изменение отношения человека к миру.

Натюрморт настолько привычен, что зачастую воспринимается как несамостоятельный, утилитарный жанр, как украшение интерьера или средство для оттачивания технического мастерства. За привычкой утрачивается внутренний смысл жанра, который и стремится раскрыть Виппер. Он ставит и более значительную задачу - натюрморт рассматривается как ключ к живописи вообще, ведь именно здесь в наиболее чистом виде проявляется соотношение формы и содержания, видны особенности эпох, стилей и направлений.

Вместе с тем натюрморт - весьма специфический жанр. Это живопись, изображающая предмет, нечто оторванное от естественной среды и стихии, то, чему рукой человека придана новая целесообразность. В этом смысле современная Випперу живопись (Сезанн, кубисты) вообще натюрмортна. Сезанн изображает гору Сен-Виктуар или Амбруаза Воллара так, как если бы он изображал яблоки. Но так же предметно он выстраивает все пространство картины: "Кубисты, которые непосредственно продолжают Сезанна┘ не изображают предметы, но изображают предметами". И напротив, живопись импрессионистов, темой которой нередко становится натюрморт, в подлинном смысле слова ненатюрмортна, поскольку изображает не предмет, а его чувственное явление, в бликах света, в переливах и рефлексах цветов, в искажении формы в воздушной среде.

Виппер констатирует рост субъективизма в ходе истории - в средневековом искусстве вещь выдает незримое присутствие хозяина, в эпоху барокко завязывает интимные отношения с воспринимающим субъектом, в начале ХХ века передает всю активность в руки художника, свидетельствуя о наступлении технократической эпохи, в которой мир - лишь поле для человеческой деятельности.

Теория сочетается в книге с богатым фактическим материалом, подробным историческим анализом, начиная с предпосылок возникновения натюрморта в наскальной живописи, где наряду с натуралистическим изображением человека и животных зарождается особое чувство предмета и его частей, изолированных и схематизированных, - и до эпох, в которых натюрморт определился как отдельный жанр (в XVII веке, в эпоху барокко) и получил высшее развитие (в XIX - начале XX века в творчестве Сезанна, кубистов, футуристов).

Манеру письма Виппера вполне можно назвать живописной, она зримо и чувственно передает характер описываемых работ, что отчасти объясняется необходимостью, ведь во время написания книги возможности иллюстрирования были крайне ограниченны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власть и оппозиция разбираются с дюжиной совпадений

Власть и оппозиция разбираются с дюжиной совпадений

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Двойные и тройные избирательные кампании имеют минусы и плюсы

0
1892
В Киеве оценили экономику военного конфликта

В Киеве оценили экономику военного конфликта

Владимир Мухин

Зеленский анонсировал "масштабные соглашения" о поставках на Украину оружия из США

0
2278
Покупатели жилья и застройщики нашли способ взаимодействовать без посредников

Покупатели жилья и застройщики нашли способ взаимодействовать без посредников

Анастасия Башкатова

В Центробанке обеспокоены стремлением граждан решать квартирный вопрос в обход кредитных организаций

0
2748
Диалоги с нейросетями доведут пользователей до суда

Диалоги с нейросетями доведут пользователей до суда

Екатерина Трифонова

Ответы искусственного интеллекта могут быть оформлены как доказательства

0
1712

Другие новости