0
1272

08.12.2005 00:00:00

Юлий Цезарь по кличке Гомер

Тэги: богданов, ложь с гордой осанкой


Валерий Богданов. Ложь с гордой осанкой. - СПб.: Алетейя, 2005, 304 с.

Общеизвестно, что горшки обжигают не боги. Однако если ты взялся обжечь пару горшков, то этому делу все же надо предварительно поучиться.

Валерий Богданов взялся за начинание в общем благородное и интересное - решил составить очередную энциклопедию всеобщих заблуждений То есть - фактических ошибок и неточностей, которые, переходя из уст в уста, за давностью лет стали привычными и больше не осознаются как ошибки.

Взявшись за работу, автор не составил ее предварительный план и не оценил критически все использованные источники. А потому почти сразу начал метаться, скакать по темам, прыгать по векам и тысячелетиям, повторять давно разоблаченные враки, громоздить подозрительные домыслы дилетантов на свидетельства профессиональных ученых, смешивать наблюдения и выводы специалистов с байками и россказнями любителей "интересненького". В итоге у него получилась лохматая, раздерганная, неровная книга, то претендующая на научность, то впадающая в эмоционально-публицистический запал и раж. В рамках нормального патриотизма он удержаться не смог - поддался упертому и напыщенному русофильству не самого лучшего пошиба, чему-то вроде поговорочного "Плох ли, хорош - моего не трожь".

Защищая честь России и русской культуры, автор пускает в ход средства сомнительные. Пытается опровергнуть одну ложь с помощью другой, вышибить клин клином. Ловит на лжи других, но... Искаженные иноязычные имена и неточные цитаты - для него дело обычное, а "авторитетные" источники, на которые он ссылается, - это по большей части газетные статьи 1990-х.

Начинает автор скромно - с объяснения, почему наши предки топили печь "по-черному". Объяснение правильное: в избе с крышей, но без потолка (а таковы были русские избы до конца XVIII века) иначе не обогреешься, и топка "по-черному" отнюдь не свидетельство нашей в прошлом дикости и бескультурья.

Выложив эту козырную шестерку, автор заходит с козырного туза - с доказательства славянского происхождения этрусков. Кроме созвучия "этруски - эти русские", других аргументов у него нет.

Дальше - больше. Начав (во здравие) толковать об изобретении славянской азбуки "солунскими братьями" Кириллом-Константином и Мефодием, автор быстро (и за упокой) запутывается в том, кто, когда и при каких обстоятельствах изобрел сперва глаголицу, затем кириллицу (или наоборот?) Чтобы выйти из неловкого положения, он переключается на опровержение мифа о массовой неграмотности в дореволюционной России и опровергает его, хотя надобности особой нет - уже опровергнуто. Как о великой сенсации и потрясающем открытии сообщает об участии русского отряда в одном из крестовых походов XII века - давно не новость.

Непрерывным подбором и в неясной последовательности идут сюжеты про подвиги Соловья-разбойника, гурьевскую кашу, вампиров и оборотней, основание Петербурга, потемкинские деревни, изобретение велосипеда, смерть Сергея Есенина, гнусные наклонности Владимира Ленина, гибель Чапаева, приключения Нестора Махно, современный уличный жаргон, стрельбу из лука, посуду "Цептер", рок-музыку... Обо всем этом автор что-то знает, что-то где-то слышал - но ни о чем не может поведать обстоятельно и доказательно.

За главу "Греческий герой Ахилл и слепой Гомер" автора надо номинировать на премию "Торопыга".

Он доказывает, что Гомер был зрячий (не доказав предварительно, что Гомер вообще существовал), и упускает из виду, что потерять зрение можно в любом возрасте, не обязательно в детстве, и сохранить в памяти все визуальные впечатления. Совершенно забывает, что Гомер (существовавший или нет - неважно) ничего не писал - он пел, а за ним запоминали. Забывает, что "цветные" эпитеты в античной поэзии - чистая условность, что современная колористическая шкала и различение цветов установились поздно, что "цветное зрение" древних и средневековых людей было не такое, как у нас нынешних - а стало быть, античным поэтам нельзя предъявлять претензии за неразличение синего и зеленого. Помянув про "Ахилла в железных доспехах" и заявив, что "греки железа не знали", забывает, что греки прознали про железо как раз и именно тогда, в эпоху Троянской войны. Металлургию железа вообще первыми открыли ближайшие соседи троянцев - хетты (ко времени Троянской войны уже переставшие существовать как народ и государство).

Богданов ссылается на роман покойного Алексея Югова "Ратоборцы" как на документальный исторический источник, а для искателя научной истины это не лучший ход. Повторяет, вслед за Юговым, анекдотическую версию славянского происхождения троянцев. В доказательство приводит содержащиеся в "Илиаде" упоминания о снегопадах - мол, Троя находилась где-то на Балтике. Что тут скажешь? Достаточно побывать зимой в турецкой Западной Анатолии, в гомеровско-троянских местах, чтобы убедиться, что климат там не тропический - холодно, ветры дуют, снег идет┘ Как, кстати, и в материковой Греции.

Венчает гомеровскую главу портретная иллюстрация, подпись под которой гласит: "Гомер". Если так, то Богданов достоин премии ЮНЕСКО - он первым обнаружил аутентичный портрет Гомера. Хотя на портрете изображен не кто иной, как Юлий Цезарь, и этот его мраморный бюст известен слишком хорошо - позднеримская мраморная копия выставлена в одном из музеев Ватикана, открыта для всеобщего обозрения, а уж печатно воспроизведена неисчислимое число раз.

К слову: роман Алексея Югова "Ратоборцы", столь любезный Богданову, был написан в 1949 году, во времена, когда многие советские писатели рьяно выполняли "патриотический" заказ высшего руководства, повсюду выискивали "русский приоритет" - и договаривались порой до того, что русские выдумали небо, звезды, Луну, Солнце и самого Господа Бога.

Югов не случайно авторитетен для Богданова. В главе "Такие известные фамилии" приведен список настоящих имен людей, прославившихся под псевдонимами. Наряду с "нейтральными" разоблачениями (Мухаммед Али - Кассиус Клей, Льюис Кэрролл - Чарлз Доджсон, Болеслав Прус - Александр Гловацкий) в нем приведены и разоблачения "сенсационные": настоящая фамилия Вениамина Каверина была Зильбер, певца Боба Дилана - Циммерман, писателя Григория Горина - Офтштейн, иллюзиониста Дэвида Копперфилда - Коткин! Затаились, одним словом┘

Но и тут автор умудрился напортачить, так что придется ему помочь с разоблачениями. Настоящая фамилия Ильи Ильфа была не Файзенберг, а Файнзильберг; настоящее имя Джека Лондона - не Джон Гриффит Лондон (так звали его отчима), а Джек Чани (по отцу). За ушко их да на солнышко.

Единственная достойная глава - последняя. В ней речь идет об усеченных пословицах. Тут автор кругом прав: половину пословиц мы не договариваем, потому что правильного окончания не знаем - оно забылось.

"Старый конь борозды не испортит, [да и глубоко не вспашет]", "Дело мастера боится, [а иной мастер - дела]". Что ж, это вполне годится для характеристики труда Богданова.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
264
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
139
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
152
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
142