0
1340
Газета Проза, периодика Интернет-версия

10.07.2003 00:00:00

Период полураспада эпохи:

Тэги: Вольфсон


Янислав Вольфсон. Ялтинская фильма. - М.: ОГИ, 2003,144 с.

Янислав Вольфсон. Глаз вопиющего в пустыне. - М.: ОГИ, 2003,112 с.

Издательство ОГИ выпустило в свет аж две книги Янислава Вольфсона сразу: прозаическую "Глаз вопиющего в пустыне" (туда вошла одноименная повесть 1982 года) и поэтическую "Ялтинская фильма" (одноименная опять же поэма и еще два цикла стихов - "Лепра" 1977 года и "Камни сердца" 1981 года). Сейчас автор живет в Америке. "Глаз вопиющего┘" впервые был напечатан в альманахе "Стрелец" спустя семь лет после его написания. И не просто так - а с предисловием Аксенова. Отдельно издаваемая книжкой повесть предисловие утратила. Хотя - зря. Для такой, мягко говоря, непростой прозы толковое предуведомление никогда не бывает лишним.

Проза у Вольфсона нервная, многосюжетная и конфликтная. Причем конфликтная - на уровне каждого предложения, грозящего перерасти и перерастающего в большинстве случаев в гигантский синтаксический период, размером на полстраницы. Захлебываясь в однородных подробностях бьющей в глаза автора (отсюда Глаз - в заглавии) позднесоветской действительности, пытаешься понять: из-за чего же так "болит" человек? Что же его так терзает? В гастрономе, мраморно-храмовом, как метро, - очередь за колбасой и вином. Героя жмут, и так сильно, что он начинает слышать красивую классическую музыку. И уже кажется ему, сидит фигуристая барышня и играет на фортепьяно. Тут же, в гастрономе. Потом почему-то все спешат обедать, отнюдь не покидая магазина. А застольные беседы - идеальный бикфордов шнур композиции прозы потока сознания.

Вольфсон до крайности вслушивается в слова, пытаясь угадать за их фонетической оболочкой смысл: "┘сначала преподавала ясновидение и чревовещание, особенно вещала здорово, но потом там сняли часы, да и видеть она стала не очень явно┘" Это про жену героя, которая учительница по профессии. А сам герой - фармацевт. И поэтому в книге, начавшейся с гастрономической очереди, закономерно разрастаются две главных темы: школа во всей абсурдности ее будничных ритуалов и медицина - во всем натурализме процедур. Нам покажут и внутривенную инъекцию, и роды. Причем с точки зрения вены и плаценты. Имеющим слабую нервную систему и отличное воображение - читать просто опасно. Правда интересно. Если б все наши врачи так работали, как Вольфсон пишет!

Сюжетов много не потому, что главный герой и героиня его ведут насыщенную событиями жизнь. А потому, что автор, вводя очередную метафору, разрабатывает ее до самостоятельного действия. Вроде бесконечной перспективы зеркал: один сюжет порождает второй, третий┘ перестаешь верить в реальность происходящего и смотришь на все появляющихся и появляющихся действующих лиц как на картонные неживые маски.

Вообще само направление прозы потока сознания редко говорит о гармонии. Гармонию ищут, но не находят. Так и герой Вольфсона - в финале шагает из окна и на лету пытается нашарить в кармане карандаш. Мысль в голову пришла. Записать ее нужно. Но асфальт все-таки неизбежен.

Стихи, не в пример повести, крепче и трагичнее: Вольфсон с безвылазностью очевидца переживает падение русской империи, крах классической белой эпохи под напором красного героя-большевика. Отсюда и милая своей старомодностью чеховская коллизия: она - Елена, он - Александр. Ялта. Года 1905-1918-й. Он - офицер, она┘ вышла замуж не за него. Поэма "Ялтинская фильма" - почти роман. Или почти - кино, где каждая главка - кадр. Кому как приятнее.

Два других цикла - это размышления на тему высокой болезни творчества, еврейского вопроса и, как ни странно, Вильяма Шекспира. Вольфсон иронически перепел "Гамлета", "Ромео и Джульетту", "Отелло". Тематическую связь с предыдущей поэмой уловить трудно. Но, вероятно, она в том, что вместе с эпохой царей мы утрачиваем всегда и эпоху других царей - поэтов, которым отныне в перевернутом мире все видеть и ничего, кроме слов, не мочь.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
812
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
951
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
470
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
321

Другие новости