0
828
Газета Проза, периодика Интернет-версия

11.09.2003 00:00:00

Камера номер шесть

Тэги: Конвицкий


Тадеуш Конвицкий. Чтиво: Роман / Пер. с польск. К.Старосельской. - СПб.: Азбука-классика, 2003, 224 с.

Тадеуша Конвицкого (р. 1926) в Польше считают классиком (хотя родился он в Литве). Его много переводили, экранизировали (в том числе и Анджей Вайда, поставивший "Хронику любовных происшествий"), он и сам писал сценарии. Во время войны воевал в партизанском отряде Армии Крайовой.

Действительно классик, заслуженный и уважаемый писатель, не постмодернист какой. Между тем роман "Чтиво" (1992) будет посильнее любого Пелевина и даже Сорокина.

Не откровенностью, холодной грубостью или "заморочками", в которых не то что черт, но даже и Лев Данилкин ногу сломит. Просто изяществом, красотой сюжета, фантасмагорией - но любовной. Удивительно нежной, хотя со всеми атрибутами самого брутального постмодернизма.

Начинается все, как в триллере. Труп. Женщина. Герой ничего не помнит и не соображает. Потом полиция, а там какая-то феерия, а не следователи и подследственные. Палата номер шесть, почти как у Чехова. Только не палата, а все-таки камера. Камера номер шесть. Тот же абсурд и, как любят говорить французские рабочие, гиньоль. То есть не абсурд, а тоталь абсурд. Не толерантность, а тоталерантность.

Чем ближе к концу повествования, тем больше лирики, тем меньше постмодернизма. В принципе Конвицкий очень точно назвал свой роман. Как там было в пьесе "Интервенция"? Вы хочете песен? Ну, в смысле чтива? Их есть у меня!

Конвицкий вываливает на читателя все, что тот мечтал увидеть, но не верил в саму возможность подобного. Все жанры, все приемы. Только не обостряя, не доводя до предела и беспредела, как принято в современной русской литературе, а ровно столько, сколько нужно. При желании в "Чтиве" можно найти все и всех. И здесь не стилизация, не пародия, как обычно бывает, а точное и тонкое использование приемов. Немного холодное, конечно, но только поначалу. Потому что дальше все развивается совершенно не так, как мы привыкли. Обычно ведь как? Чем дальше в лес, тем больше слов. И писатель к концу устает, и читатель хочет поскорее отделаться. Ну вот так, без оргазма, и заканчивают они свое обоюдное мучение-приключение.

У Конвицкого, напротив, роман становится все лучше и лучше с каждой страницей. А ведь и начиналось куда как завлекательно: " - Пока, мальчики, - сладко прошептала Анаис, которую когда-то трахал истеблишмент свергнутого режима. - Я к вам еще загляну. Покажу и сиську, и письку.

Юные полицейские наконец выволокли ее из камеры..."

Чтобы привлечь, очаровать и заманить, он использует все приемы современного чтива, а заканчивает просто хорошей литературой. Это как в "Чайке" Акунина, напечатанной под одною обложкой с чеховской. Купили-то вы книжку наверняка ради Акунина, а прочитали (некоторые, может быть, даже и в первый раз!) все равно Антона Павловича. Спасибо, Григорий Шалвович, земной поклон! Совершенно без шуток говорю.

Красивая любовная история, политический фарс, трагикомедия в прямом смысле слова. То есть не комитрагедия, где поначалу весело, а потом и скучно, и грустно, и хочется автору морду набить. А именно трагикомедия. Разумеется, лирическая, но все же комедия: "В жизни я всегда утешал себя тем, что кому-то еще хуже. Но кому сейчас хуже, чем мне. Может, только этому советскому космонавту, про которого все забыли, потому что нет уже Советского Союза, его отечества, а он все летает и летает".

Бог ты мой! А он все летает и летает... Камера номер шесть.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
643
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
768
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
651
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
739

Другие новости