0
907
Газета Проза, периодика Интернет-версия

18.03.2004 00:00:00

Про пупсов и котов

Тэги: сборник, премия, дебют


XXI поэт. (Снимок события) / Сост. Д.Давыдов - М.: Издательство Р.Элинина, 2003, 166 с.
Детство века. - М.: Издательство Р.Элинина, 2003, 326 с.

Что ни год - очередные "дебютовские" сборники. Ну, думаю, удивлюсь. Или наконец погуляю на празднике чужой словесности. Ан нет. Обложки разные, а авторы под ними все те же. Видимо, длинный и короткий списки премии "Дебют" нескончаемы и их издателям хватит еще на несколько лет вперед┘ "Дебют", который, к слову, существует у нас в России уже четыре года (учрежден в 2000 году международным фондом "Поколение", идея проекта - прозаика Дмитрия Липскерова и депутата Андрея Скоча), превратился за это время в какого-то козла, извините, отпущения. В чем только не обвиняли его координаторов! Одним словом, история премии стала гораздо интереснее, нежели то, ради чего эта премия, собственно, и создавалась. Ситуация ненормальная. Перекошенная. Пора и закончить с окололитературными сплетнями, и заняться текстами.

Сборники премии "Дебют" регулярно меняют издателя ("АСТ", "ОГИ"): в 2003-м мы дождались твердой обложки с изображением Большого театра и Литинститута. Ну, второй - понятно почему. Но вот первый┘ Ладно. Наметилась интересная тенденция: поэты прошлого года выступают в "Детстве века" в качестве прозаическом. Например, Дина Гатина, ассоциирующаяся ныне с "Вавилоном". То же - Марианна Гейде. Она представлена в "Детстве┘" экзистенциальным монологом да еще и с национальным подтекстом.

"Детство века" - многоголосая повесть о том, как человек взрослеет, и о том, как взять с собой в дорогу приметы детства. Всяких там пупсов, котов, городские карусели как машины путешествий по мирам. Сильная книга. Проза и драматургия. Лаконичные, емкие и ясные рассказы - честно и без прикрас. О том, что у дядь и теть - метафора, а у ребенка - непосредственная действительность. Как говорит Тычка из сказки Олеси Артемовой, "жизнь очень простая штука. Что захотим, то и заведется"┘ Артемова - безусловный лидер сборника. На пару со Светланой Эст. Поэтики абсолютно разные, но душевное движение одно: найти созидательные моменты в прошлом, переосмыслить их и утвердить как фундамент, не отбрасывая прочь в муке переходного возраста как рудимент┘ Над "Детством века" смеешься - забытое при чтении мимическое ощущение, ей-богу. Нарочная простота слога и глубина смысла. Потому что ведь можно того же "Котофея Ивановича и Тычку" считать сатирой на современное общество. А пьесу Александра Архипова, где он посягнул на научный миф о собаке Павлова, сатирой политической. Мудра пьеса, да конец смазан. Олигархам герои не противостоят.

"XXI поэт", снабженный подзаголовком "Снимок события", должен показать нам разные способы "оправданного" и "продуктивного" существования в поэзии. Предисловие к сборнику сочинял Данила Давыдов - лауреат "Дебюта" первой волны, ныне довольно известный московский поэт┘ Уместнее было бы сопроводить подборки хорошим реальным комментарием, чем комкать его в вводных пассажах. И откуда у Давыдова эта науколюбивость в речи? "Гендерная основа есть и в стихах Натальи Ключаревой, но здесь гендер трансгрессивен"┘ Зачем же столь колоссально? Можно читателя напугать. А по сути - энциклопедические поэты. В том смысле, что не легкие; а требующие медитирования над каждой строчкой и понимания условий, в коих они - строчки - писались. Три пародии Ключаревой на "Вавилон" - объект личного удовольствия. Но массы-то, массы-то как же? Им же объяснить надо. А прошлогодний лирик Виктор Iванов уточнился до Виктора Iванiва. Павел Колпаков и Юлия Идлис перебрались в короткий список, а Анна Русс повторила себя в нем же┘ Пугает в стихах молодых небрежение ритмом и метром. Хотя на фоне этого есть и находки в области рифмы: "Двойник" Ольги Дерновой, Анна Минакова (без названия). Однако внятно сказать о пережитом не получается практически ни у кого. Внятно не значит примитивно. Внятно - значит так, чтобы читатель мог запомнить и при случае воспроизвести, не напрягаясь. А тут - не сверишься с листом и не полетишь.

В целом же - новые роды прошли без осложнений. И теперь в пятнадцатитысячной армии посчитанных критиками поэтов и никем еще не посчитанных прозаиков прибыло. До встречи в следующем году!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
918
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
1122
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
543
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
376

Другие новости