0
1357
Газета Проза, периодика Интернет-версия

30.06.2005 00:00:00

Охота на "папуаса"

Тэги: журналы, июль


Новый мир

Александр Мелихов. В долине блаженных. Автор "Романа с простатитом" выбрал на этот раз еще более загадочный жанр - иронический роман о любви. И вроде бы даже автобиографический. Главный тезис Мелихова неисчерпаемо банален: любовь и секс далеко не одно и то же. "Любовь на самом деле бывает одна - платоническая, тяга смертного к бессмертному".

Виктор Куллэ. Теплая нить. Из-под "бродских" наслоений, которыми всегда грешил Куллэ, выпласталось вдруг нечто иное, теплое и одновременно страшное, не укладывающееся в стихи. "Мама страшится завыть навзрыд. / Марлей стирает пот. / Верит, что если она не спит - / значит, он не умрет".

Анатолий Гулин. Не комиссар, и не еврей┘ Плен, побег, снова плен, партизанский отряд в Италии и советские лагеря. Таков сюжет воспоминаний бывшего минометчика Гулина. Не сказать, что судьба уникальная. Уникальна память на детали и достоинство, с которым он повествует о своем опыте.

Александр Кушнер. "Это не литературный факт, а самоубийство". Кушнер рассматривает как изощренный способ самоубийства написание и чтение Мандельштамом стихотворения про "широкую грудь осетина". И рассуждает о причинах, побудивших его к этому шагу.

Знамя

Инна Лиснянская. Бредут паломники, гуляют куропатки┘ Cтихи конца прошлого - начала этого года. Как всегда трагические, возвышенные и немного надрывные. "Помню: в руках трепетала цитра, / И пела я, воздух грея. / Но не сплетала венков из мирта, / Из лавра и сельдерея. / Плохо варила борщ и свекольник / И плохо пекла оладьи, / Был мне гекзаметр, ямб и дольник / Милее мужских объятий". Как говорил Карл Проффер, русская литература значительно интереснее секса.

Михаил Бутов. Цена. Короткий, но мощный рассказ о том, чего стоят интеллигентские рассуждения о Чечне, о политике, об экономике, о судьбах этого мира. Мигнул компьютер - и ничего не осталось. Но это вовсе не значит, что Бутов предлагает заменить рассуждения нерассуждающей силой. Речь идет о честности, а не силе.

Олег Зоберн. Большая голубая конструкция. Исконно-посконные рассказы о правде жизни в разных ее ипостасях: деревенской, армейской и интернатовской. Люди трудной судьбы - любимые герои Зоберна. Его не лишенная лиричности проза слегка отпугивает, впрочем, своим птичьим, искусственным лексиконом. Сплошные "седня", "деваха", "отравушка", "глаголил" и другие издержки сермяжного языка. Так не говорят, так стилизуют абстрактную народную речь. Сочиняя подобным образом, легко представить себя великим русским писателем. И то сказать: внешние атрибуты присутствуют.

Юрий Иофе. Мне не поднять лица измятого┘ Архивная публикация эмигрантского прозаика и поэта, у нас практически неизвестного. Все стихи отменного качества, несмотря на любительский статус автора. Местами Иофе напоминает смогистов, но без их футуристических вывертов. "В какой-то траурной гармонии / Все замерло и отзвенело. / Вокруг меня - страна Германия, / А может быть, звезда Венера. / На горизонте, в дымном холоде / Садится Солнце, замирает. / Я знаю, Солнце в темном городе / Надежно на ночь запирают┘ / Все это бредни алкоголика! / А может быть, тоска по раю? / А может быть, - к чему символика? - / Я нынче ночью умираю". Поэт умер в 1995 году. Ни прижизненных, ни посмертных изданий его стихов в природе не существует. А жаль.

Октябрь

Июльский номер целиком посвящен Одессе и одесской литературе.

Михаил Жванецкий. Рассказы. Три миниатюры (все-таки не рассказы): о себе и своей старости, о комплексе шестидесятничества и о рецидивах "марксизьма", проявляющего себя в тотальной мрачности, зависти и социальной агрессии. Все три текста - горькие, смешные, многослойные. Немного от эстрадной репризы, немного от стихотворения в прозе. Но в конце концов важен не жанр и не тема. Важна интонация. Чудовищно лиричная интонация Жванецкого, о чем бы он ни рассказывал: "Жалобы и стоны - прямой путь к дружбе и человеческому общению. Рассказы же об успехах и высоких заработках требуют слушателя редкой силы и самообладания. Теперь таких нет".

Михаил Векслер. Стихи. Векслер работает в жанре, близком к опытам Николая Глазкова и Олега Григорьева. Жанр этот - лаконичное поэтическое высказывание, как правило, по ерундовому поводу. Тут важно не скатиться в банальщину эстрадного стихотворства. Когда Векслеру это удается, цитировать его можно километрами: "А чтобы новым русским стать, / Бутылок сколько надо сдать?" Или: "Что, скажите, такое / Во дворе за столетье - / Не одно, так другое, / Не другое, так третье". И еще: "Пошел поэт / Встречать рассвет. / Но как назло / Не рассвело". Вполне одесский вариант.

Родион Феденев. Мягкие знаки любви. Переписка шибко грамотного Станислава и безграмотной швеи-мотористки. "Пигмалион" в миниатюре. Он ее обучил русскому языку, она его разлюбила и запрезирала. Замечено, что внезапная образованность ведет к тем большему хамству и плебейству, чем с более глубокого дна всплывает новая Галатея.

Георгий Голубенко. Один день Бориса Давидовича. Такие рассказы, как этот, молодой Чехов пренебрежительно именовал "мелочишкой". Но что для Чехова мелочишка, то для современного литератора - высший класс, виртуозное мастерство. Перед нами безупречно написанный полускетч, полузарисовка одесского шахер-махера и его молчаливой собаки. Ничего лишнего, ни одного прокола со вкусом и стилем. Прочитав короткой этюд Голубенко, начинаешь терпимее относиться к жизни и ее персонажам. Все, что сверх того, - от лукавого.

Валерий Хаит. Мы были тогда молодыми┘ Анекдоты, замаскированные под "Записные книжки" а-ля Довлатов. Зиновий Гердт, одесский рынок, евреи, соседи по коммуналке и все-все-все. "У меня есть книга специально для вас. По ней вы можете узнать свое будущее. Нет, это не астрология. Это Уголовный кодекс". Спасибо народу, который это придумал. А Хаит тут, по-моему, ни при чем.

Юрий Олеша. Облако. В юношеских стихах Олеши ищем и находим зерна его знаменитых метафор, которые он, по словам Шкловского, "еще не умел записывать прозой": "От моря пахнет гвоздикой, / А от трамвая как будто кожей. / Сегодня, ей-Богу, не дико / Ходить с улыбкой на роже. / Пусть скажет, что я бездельник, / Вот тот симпатичный дворник, / А мне все равно: понедельник / Сегодня там или вторник┘" Не только метафоры, но и жизненная позиция.

Александр Бахрах. Новеллы. Мемуарные зарисовки секретаря Бунина. О Бабеле и Семене Юшкевиче.

Дружба народов

Елена Исаева. Я слышу звук. И я верна ему. Стихи в этой подборке - как панихида по юности. И чем сильнее тоска, тем явственнее проступает ахматовская дикция у Исаевой: "Может быть, это поезд качнулся, / Как качаются все поезда. / Я спросила: "Надолго вернулся?" - / И услышала вдруг: "Навсегда".

Дина Рубина. Цель скитаний. Путешествие по вангоговским местам. Прованс, поиски абсента, красные виноградники┘ Брутальные цвета, марсианские пейзажи, лица аборигенов в косых лучах солнца. "О, Господи, - шумно шмыгая носом, пробормотал мой художник, - прав был Гоген, когда называл этот город "самой паршивой дырой в мире". "Холодная весна в Провансе" - так будет называться новая книга Рубиной, куда войдут этот и несколько других текстов.

Дмитрий Стахов. Рецепт. Роман-блюз. Полудетективная интрига вокруг загадочного лекарства "папуас". Главный герой - единственный, кто знает его рецепт. За рецептом охотятся плохие и очень плохие парни. Серьезные парни, которые не пощадят. Однако сюжет - лишь повод, чтобы подробно выписать фон, задник переходной эпохи. В охотку поговорить о блюзе, личной жизни, производственных дрязгах. Подробности создают ощущение временного уюта, невеселой передышки перед новыми испытаниями. Передышки, во время которой можно и побрюзжать на пустяковые темы: "писатели люди гнусные, издатели еще гнуснее". Это - лишь средство сбросить напряжение, унять тревогу, сквозящую в каждой строке. Чем все кончится, можно только догадываться. Перед нами первая часть романа. Окончание в восьмом номере.

Александр Карасев. Рассказы. Молодой писатель, специализировавшийся на рассказах о чеченской войне, переменился неузнаваемо. Теперь он пишет короткие зарисовки в гоголевско-зощенковском духе на вполне мирные темы. Можно расценить это как поиски стиля, а можно и порадоваться за Карасева. Еще из ранних текстов было ясно, что жизнь в его описании гораздо интереснее смерти.

Звезда

Александр Ласкин. Гоголь-моголь. Документальная повесть о русской истории и русской литературе. Главный герой, впрочем, художник, некто Альфред Рудольфович Линг.

Олег Клишин. Стихи. Немного высокопарная подборка, из которой резко выделяются два стихотворения о продажной любви. "С усмешкой смотрит уличная мисс: / слабо, мол, на такое приключенье? / Эммануэль, черт подери, Таис! / Домашнее заданье, сочиненье: / как провела я лето┘ за рубли / приговоренная стоять в наряде, / за школьным стадионом, где в пыли / окурки в перламутровой помаде". Чехов, Куприн, Розанов┘ Проституция у Клишина выглядит очень литературной профессией.

Василий Ковалев. Стихи. После этих текстов остается ощущение легкости небывалой. Легкости жизни и смерти. Как будто шутя сочинил их поэт, безо всякого напряжения. Такими и должны быть стихи для счастливых людей, жизнь которых неприветлива и грустна. "Очнешься в собственном подъезде / с глубокой ссадиной на лбу, - / башка цела, часы на месте, / и только страшно, как в гробу".

Переписка Набоковых с Профферами. Пер. с англ. Нины Жутовской. Владимир и Вера Набоковы обсуждают с Карлом и Элендеей Проффер набоковскую тайнопись, договариваются о передаче джинсов для Бродского и издании книг.

Григорий Кружков. Во-первых, во-вторых, в-третьих┘ О некоторых лейтмотивах сказки Льюиса Кэрролла. Очередная дешифровка "Алисы в Стране чудес". С точки зрения истории литературы, философии и даже алгебры. Как всякая дешифровка, толкования Кружкова достаточно произвольны. Что, видимо, чувствует и сам автор: "Резонно предположить, что игра в крокет с Королевой - аллегория земного успеха. Или, с той же вероятностью, ровно наоборот - модель загробной страны, где избранных ожидают какие-то невообразимые наслаждения".

Нева

Аркадий Бартов. О Мухине чуть-чуть подробнее. (Из цикла "Мухиниада"). В предисловии Виктор Кривулин очень точно указывает жанр Бартова - "композиция". Рациональность, с которой эта композиция составлена, напоминает стихи Пригова. Но внешним сходством обольщаться не следует. Причина его в том, что у Бартова и Пригова один и тот же источник - "Случаи" Даниила Хармса.

Игнатий Ивановский. Воспоминания о Михаиле Лозинском. Эссе о знаменитом переводчике Шекспира и Данте. Автор - ученик Лозинского. "Он переводил строка в строку, - пишет Ивановский, - передавал все интонационные ходы. В переводе "Гамлета" искусство следования вплотную за подлинником, дыхание в дыхание, порой непостижимо. Ведь английские слова в общем короче русских, а стихотворную строку не растянешь". Этой фантастической точностью и отличается Лозинский от Пастернака, чьи переводы-переложения весьма отдаленно напоминают подлинник.

Герман Сунягин. Обреченность на величие. Размышление о причинах возникновения пресловутой имперской идеи. Среди причин автор называет монгольское иго, российские просторы и семьдесят лет большевизма. Плюс, конечно, национальный характер. "Колониальные империи создали все крупные европейские нации, но их империи создавались прежде всего за счет заморских территорий, которые непосредственно к метрополии присоединить было нельзя, их можно было только с выгодой для себя эксплуатировать, а в изменившихся обстоятельствах от них оказалось возможным просто отложиться и заняться благоустройством метрополий. Мы же свои колонии непосредственно приращивали к телу империи, создавая иллюзию естественного роста самой исходной русской государственности, для которой слово "Россия" было лишь другим, более возвышенным ее поименованием". Отсюда и понимание отечества как государства. Не любишь власть, значит, форменный враг народа.

Филип Рот. Ортодокс. Пер. с англ. Льва Шорохова. Рассказ о еврейском сержанте в американской армии образца 1945 года, который разрывается между религиозными запретами и воинским долгом.

Москва

Алексей Варламов. Красный шут. Биографический роман о "рабоче-крестьянском" графе Алексее Толстом, исполненный в манере серии ЖЗЛ. То есть неторопливо и со всеми подробностями. Даже из названия ясно, что графа Варламов не жалует. Тем не менее фигура значительная.

Галина Забелина. Реформа образования в России - есть ли свет в конце туннеля? Анализ и критика президентской "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.". Этот документ действительно вызывает массу вопросов. Главные претензии Забелиной - к практической ориентации образования, абсурдной и вредной затее. Вот как это выглядит в ее ироническом изложении: "В первую очередь получат поддержку такие специалисты, как наркокурьер, сутенер, карточный шулер (для мужчин) и проститутка, стриптизерша, топ-модель (для женщин) с последующим выходом на профессии танцовщицы, актрисы, менеджера по продажам и даже юриста и аналитика в сфере торговли нашими невосполнимыми ресурсами".

Нина Молева. Последняя резервация демократии. Заметки историка и искусствоведа об установке памятников. "Утрата понимания смысла памятника и особенностей нашей истории неизбежно превращает сооружение монумента в разменную монету тщеславия и карьеризма".

Юрий Галкин. Тайна о зерне горчичном. Горчичным зерном Галкин называет рабочего человека. Он рассуждает о базисе и надстройке, привлекая на свою сторону Ленина, Библию, Андрея Платонова и загадочную писательницу Зою Прокопьеву...


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
1027
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
538
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
544
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
491