Родион Щедрин тонко чувствовал дух своего времени. Фото РИА Новости
Щедрин прожил долгую жизнь – ему было 92 года. Памяти своего друга посвятил серию выступлений Валерий Гергиев, объединив их с событиями, посвященными 100-летию Майи Плисецкой. Фестиваль «Майя и Родион» в Большом и Мариинском театрах открылся 22 ноября, в день рождения балерины, а завершился 16 декабря, в день рождения композитора.
Щедрин был блистательно образован, он окончил Московскую консерваторию по трем специальностям – как пианист, теоретик и композитор. Кроме того, он несколько лет занимался в хоровом училище, и особое ощущение хорового пения станет одним из кирпичиков в фундаменте его творчества. Он точно почувствовал дух своего времени – или же попал в него, не пытаясь подстроиться. Эксперимент – то, чем занимались его ровесники Шнитке, Денисов и Губайдулина, подвергнув себя анафеме профессионального сообщества, не был его стезей. Но Щедрин не был тем, кто отвергал другую эстетику, напротив, он знал и понимал все, чем занят композиторский мир. И сам, в свойственной ему экспрессивной и юмористической манере, использовал. Без насмешки, но с позицией – так додекафонию и алеаторику во Втором фортепианном концерте сменяет барочная ария (традиция) и джазовые импровизации.
Москвич, в консерватории он стал ездить в фольклорные экспедиции и открыл для себя мир русской деревни: людей, уклад их жизни и вместе с этим народную песню, из которой выделил частушку. Частушка станет появляться в первых его крупных сочинениях – Первом фортепианном концерте, например, или в опере «Не только любовь», где Щедрин не просто поэтизировал низкий жанр, а парадоксальным образом вывел его в трагическом изводе.
Как и его современники, Щедрин был истинным шестидесятником, собственно, «Не только любовь» – об этом: о том, как зажатые в тиски послевоенного времени люди пытались дать голос и волю своим чувствам. На другом полюсе – «Поэтория» на стихи Андрея Вознесенского, с фигурой поэта в центре и, кстати говоря, с использованием полузапретных авангардных техник музыкального письма. В этом сочинении, пусть и площадно, поднимаются темы, которые для Щедрина станут основными: поиск пределов нравственности, праведности, святости, с одной стороны, связанных с верой, с другой – с человечностью. Кажется, темой было не обретение бессмертия, а живая душа – как здесь, на земле, не потерять себя. Чтобы обрести жизнь вечную. Нельзя не сказать о Лескове, которого Щедрин ценил необычайно и по прозе которого написал три крупных сочинения – литургию «Зачарованный ангел» и две оперы – «Очарованный странник» и «Левша». Выходец из семьи священников, он будто в подкорке держал религиозные жанры, и в этом смысле и «Поэтория», и «Левша» – щедринские Страсти. Композитору повезло: с момента первого балета все его опусы шли на лучших сценах. Премьера первого балета «Конек-Горбунок» прошла на сцене Большого, последней оперы «Рождественская сказка» – в Мариинке.
Десять лет назад не стало Майи Плисецкой. Супруги завещали объединить их прах и развеять в России. Так и было сделано – в местечке над Окой, недалеко от того места, где родился Родион Константинович и где появится музей композитора.


