0
2212
Газета Печатная версия

02.12.2020 20:30:00

Альтернативная история СССР

Космос, застой и диссиденты на съемочной площадке

Тэги: кино, режиссеры, фильмы, очерки, ссср, война, репрессии, оттепель, застой, космос, спорт, владимир сорокин, постмодернизм, тоталитаризм, кира муратова, федор бондарчук, алексей учитель


кино, режиссеры, фильмы, очерки, ссср, война, репрессии, «оттепель», застой, космос, спорт, владимир сорокин, постмодернизм, тоталитаризм, кира муратова, федор бондарчук, алексей учитель Кино – жанр и развлекательный, и воспитательный. Фото Евгения Никитина

Автор этой книги оттого, наверное, и главный редактор журнала «Искусство кино», что умеет мастерски выставить свет и откорректировать реплики. И былые «Очерки отечественного кино» у него четко назывались лишь «Оттенками русского», и в новом сборнике статей, где он размышляет о фильмах, снятых в XXI веке, но так или иначе говорящих о минувшей эпохе, задний план также профессионально размыт и предусматривает интригу. «Миражи советского» – словно «Сумерки богов», не находите? Впрочем, как предупреждает аннотация, автор не отвечает на вопросы, но задает свои: «Почему режиссеров до сих пор волнуют темы войны, оттепели, застоя, диссидентства, сталинских репрессий, космических завоеваний, спортивных победы времен СССР и тайных преступлений власти перед народом? Что это – «миражи советского», обаяние имперской эстетики? Желание разобраться в истории или попытка разорвать связь с недавним прошлым?»

На самом деле ответить на все эти вопросы можно довольно легко, если помнить, что кино – это не только развлекательный, но и воспитательный жанр. И хотя время идеологических сборников вроде «По ту сторону рассвета», откуда лишь и черпал скупую информацию о «загнивающем Западе» «самый читающий в мире» советский народ, давно прошло, но желание заглянуть за кулисы жанра, узнав о жизни «по ту сторону заказа», осталось.

45-14-11250.jpg
Антон Долин. Миражи советского:
Очерки современного кино.– М.:
АСТ: Редакция Елены Шубиной,
2020. – 400 с. (Стоп-кадр).
С одной стороны, нынче имеем такой социальный посыл, чтобы не сказать – государственный заказ, который многие неумные режиссеры приняли за настоящую жизнь. То есть интерес к прошлому, из которого можно наконец выковать национальную идею. «Национальный характер без шансов на отступление от канона», как характеризует такой подход автор, рассказывая о фильме «Т-34». В то время как умные тоже приняли сей посыл за чистую монету (все-таки деньги), но не поверили, и поэтому их кино смотрится как откровенная конъюнктура. «Надо документальное кино снимать как игровое, а игровое – как документальное, чтобы было интересно жить», – убеждает нас режиссер «Войны Анны» Алексей Федорченко. На то ведь они и умные, и мастера, что любой эрзац снят ими талантливо, а на поверку оказывается гениальной халтурой. Дау, говорите? Тоже объяснимо. Это ведь «наивная» школа Киры Муратовой, когда снимается как бы правдиво (то есть гротескно и нелепо), с верой, что если играют непрофессиональные актеры с южнорусским акцентом, то получится неореализм и настоящая жизнь. Она в принципе и получается, только сильно авторская, искусственная, с выверенными до миллиметра деталями, как у Хржановского, и знанием ветеранов, а не участников, как у Кантемира Балагова. «Для меня дылда – не только героиня фильма Ия, но и какой-то способ существования, – объясняет последний свое кино. – Дылда – это отсутствие грации, неуклюжесть, какая-то растерянность в пространстве. Мои герои так же растерянны после войны в мирном пространстве, они не понимают, как им существовать». И если в водевильных «Покровских воротах» с этим разобрались, то нынешние умные режиссеры продолжает сомневаться. Изживая, конечно, и общую тоталитарную травму, и личную растерянность. К тому же, кажется, некоторых из них Владимир Сорокин сильно обманул, продолжая экспериментировать с постмодернизмом уже в кино, а они поверили, что любая линейная чушь, длящаяся часами, лучше дискретной конкретики сюжетного фильма.

В сборнике подобные тенденции – обмана и подлога? веры и надежды? – рассматриваются, в частности, на примерах таких знаковых фильмов, как «Морфий» Алексея Балабанова (2008) и «Бумажный солдат» Алексея Германа-младшего (2008), «Адмиралъ» Андрея Кравчука (2008) и «Дау» Ильи Хржановского и Екатерины Эртель (2020), «Жизнь и судьба» Сергея Урсуляка (2012) и «В тумане» Сергея Лозницы, «Сталинград» Федора Бондарчука (2013) и «Танки» Кима Дружинина (2018), «Француз» Андрея Смирнова (2019) и «Довлатов» Алексея Германа-младшего (2018), а также «Одесса» Валерия Тодоровского (2019), «Юморист» Михаила Идова (2019) и «Цой» Алексея Учителя (2020).

Структурирован материал следующим образом. Вначале идут очерки – «честная хроника журналистской деятельности», как называет свою «живую» работу автор, – не в хронологическом порядке появление самих картин, а в историческом. То есть, согласно этапам большого пути, которые им соответствуют: «От революции к репрессиям», «Война. Победа», «Через ГУЛАГ в космос», «Сквозь застой к перестройке». После – целых три интервью с Владимиром Сорокиным и «Портрет писателя» о нем же, придумавшем будущее. Таким образом, по мнению автора, перед нами «альтернативная история Советского Союза, рассказанная современными кинематографистами и пропущенная сквозь дополнительный фильтр критического взгляда». Которую, добавим, удачно оттеняет «Эпилог. Утопия», где упомянутый Сорокин подводит наконец черту и выносит «положительный» вердикт эстетике советского в кино: «Тухлятина в замороженном виде как бы и не пахнет».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


«Война моторов» федерального значения

«Война моторов» федерального значения

Владимир Карнозов

«Союз-2.1в» ссорит создателей космических двигателей

0
586
О гибридной агрессии и необходимой обороне

О гибридной агрессии и необходимой обороне

Александр Бартош

Россия должна противостоять стратегическому вызову США и их союзников

0
948
Русское оружие в Первой мировой войне

Русское оружие в Первой мировой войне

Алексей Олейников

Как винтовка превратилась в автомат

0
522
«Пантеры» на льду

«Пантеры» на льду

Максим Кустов

Перечитывая откровения Гудериана

0
784

Другие новости

Загрузка...