1
2502
Газета Печатная версия

30.10.2024 20:30:05

Когда кумиры становятся коллегами

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

Тэги: проза, фантастика, будущее, детектив, детская литература


проза, фантастика, будущее, детектив, детская литература Сергей Лукьяненко учит писать на реальных примерах. Фото Андрея Потапова

Как заметил Сергей Лукьяненко, фантастика начинается со слова «если»… А вот, к примеру, что, если собрать в одном месте начинающих писателей-фантастов с горящими глазами и с невероятными идеями? Получится IV литературная мастерская Сергея Лукьяненко. Существует множество литературных курсов, как оф-, так и онлайн, на них разбирают рассказы, повести, но именно эта литмастерская изначально задумывалась как романный семинар, длящийся целую неделю. Около 200 романов прилетели на адрес организаторов в этом сезоне. Осенью этого года мастерская катилась по накатанным рельсам. Уже никто не удивлялся, что география участников простирается от Калининграда до Южно-Сахалинска, от Мурманска до Симферополя.

14 книг изданы по итогам предыдущих литмастерских, их можно найти в библиотеках десятков городов и поселков России. Участники предыдущих сессий образовали сообщество «выпускников». В телеграм-чате они продолжают активно общаться, поддерживают друг друга, делятся новым опытом, зовут на презентации своих книг, выпущенных уже в крупных издательствах (Тимур Суворкин и его «Ариадна Стим. Механический гений сыска», Октавия Колотилина и ее «Терранавты» и др.).

Именно знакомство с единомышленниками считает для себя главным студентка факультета журналистики из Санкт-Петербурга Евгения Барышникова: «Мне в 19 лет вроде рано говорить о творческом одиночестве, но… Я пишу с раннего школьного возраста, и все это время мне было достаточно одиноко. Максимум я показывала свои рукописи младшему брату, он критиковал как умел, а я как-то стеснялась участвовать в литературных конкурсах. Когда я почитала положение о литмастерской, я увидела: руководитель Лукьяненко, группу ведет Гаглоев, я подумала: «Вот это да!» Я на книгах нашего мастера Евгения Гаглоева выросла. И для меня он пример для подражания. Плюс незадолго до литмастерской я прочитала «Дозоры» Сергея Лукьяненко – доросла. У меня небольшой культурный шок, что я учусь у своего любимого автора детства, я сфотографировалась с Сергеем Васильевичем не просто как фанат на фанатской встрече, я понимаю, что мы коллеги. Здесь очень много творческих людей, которые с тобой на одной волне, которые все приколы понимают. Говоришь: «У меня такая проблема» – и все: «Да-да-да…».

Со своей стороны, мастер группы детской и подростковой фантастики Евгений Гаглоев рассказывает: «Я впервые на таком «взрослом» романном семинаре в качестве мастера, до этого приходилось работать только с детьми и подростками, разбирать их тексты. Было интересно в том числе и потому, что в рамках детской-подростковой фантастики были отобраны организаторами очень разноплановые тексты. У нас были и хоррор, и янг-эдалт, и совсем детское в духе Алисы Селезневой, мы с очень большим удовольствием их читали и разбирали. Я старался не только разодрать их в пух и прах, а тут же давать какие-то советы, рекомендации, как это можно улучшить. Девизом наших разборов было: отрицаешь – предлагай. В том числе и советы друг другу очень толковые были, я очень рад, что у нас так все бодренько и позитивно сложилось. Даже если были какие-то ошибки, например структура не та, сильно текст перегружен, давали рекомендации как-то текст облегчить, сделать посмешнее, повеселее. Думаю, что многие тексты маленькие читатели и подростки смогут оценить».

40-9-2480.jpg
Александр Мазин в этом сезоне выступил
в качестве мастера впервые. 
Фото Яны Мельниковой
Также впервые на этой литературной мастерской был в качестве мастера писатель Александр Мазин: «Мне понравилось то, как семинаристы работали: совершенно разные люди, все приехали из разных мест, но все, что называется, в одном ключе. И они действительно слаженно работали: искали огрехи, находили успешные места и всё, что очень приятно, по делу. Мне уже приходилось обострять, фиксировать. Но они видят дефекты, по крайней мере чужие, и понимают, что надо делать со своим текстом. Все тексты разного уровня, некоторые вообще на большую прозу идут по качеству, ну а где-то просто женское фэнтези. Но я вижу, что они все способны свои тексты доработать. И вот это наверно, самое главное, что человек способен довести дело до конца. В принципе самая большая награда мастеру, это когда он видит книги,выпущенные его учениками. У меня таких книг учеников уже много, на сотни, но каждая такая победа – это чрезвычайно здорово. То есть ты видишь не то, что бы ты написал. Это не мной написано, ими, но оценка качества моей работы. Главное «спасибо» мастеру – это имена его учеников на обложках книг.

Сейчас большинство обучающих курсов идут онлайн. Я не очень люблю такое, потому что, когда ты работаешь онлайн, энергия куда-то уходит. Ты провел лекцию, и ты опустошенный, вот когда ты общаешься с людьми… Я больше люблю семинары, чем лекции, потому что на семинаре ты не говоришь, а ты стимулируешь людей думать, видеть, чувствовать, учишь их говорить самих. Ты только направляешь, как, например, вот идет корабль, идет драккар, все работают веслами, а ты работаешь только кормилом, просто направляешь. И эта дружная работа вместе дает достижение цели.

На литературной мастерской чудесная атмосфера. У нас благое предназначение – мы занимаемся творчеством, а организаторы это обеспечивают. И это очень нужное дело, потому что люди, которые здесь собрались, это будущее нашей страны. Это тот культурный слой, который обязательно надо сохранить. Язык – это основа культуры России, потому что, где бы ни говорили на русском языке, везде есть наша родина. Язык, и это факт, доказанный учеными, определяет характер человека, его развитие, его будущее, его осознание мировоззрения. И язык этот должен развиваться. И мы все, кто тут есть, все это делаем, в самые непростые времена, но это замечательно, это наше будущее».

Литмастерская старается создать связь писательских поколений. Самый молодой участник литмастерской (секция детской и подростковой фантастики), школьник из Новосибирска Егор Рубченко, считает: «Как муха отличается от планеты Сатурн, вот так же примерно школьный урок литературы отличается от семинаров литмастерской. При этом знания оседают в голове, оседают в блокнотике, объем знаний фиксируется, потом дома буду анализировать и использовать. С группой очень повезло. Все очень добрые, душевные. Никто никого не давит авторитетом. Сейчас есть новые задумки, есть идеи, которые образовались в результате работы на литмастерской».

40-9-3480.jpg
Семинар детской и подростковой фантастики
провел Евгений Гаглоев (сидит в центре). 
Фото Яны Мельниковой
Заключительное слово перед вручением сертификатов участникам сказал идейный вдохновитель и руководитель литмастерской Сергей Лукьяненко: «Фантастика – это не жанр, это прием, который вы используете, чтобы рассказать историю приключенческую, романтическую, детективную, воспитательную, какую угодно. Фантастика – это не ограничение, которое накладывается на текст, который вы пишете. Просто вы писатели, которые имеют в своем арсенале на один и очень мощный инструмент больше. Фантастика позволяет нам рассказать историю максимально ярко, максимально увлекательно, работать с теми вещами, которых еще не существует в мире, рассматривать гипотетические ситуации. Фантастика, в общем, вся укладывается в слово «если». Что, если Земля имеет форму плота, летящего между звезд, что, если Земля населена не только людьми, но и другими разумными существами. И так далее, так далее. Мы можем взять любую историю и сделать ее ярче, используя фантастический метод.

Все пришли сюда учиться. Учиться – это не значит получить какие-то жестко заданные схемы, которые вам помогут. Учиться – в первую очередь это смотреть на свою вещь другими глазами, глазами коллег, учиться принимать критику. Здесь критика гораздо более добрая, чем та, с которой вы столкнетесь в жизни, если продолжите писать».

По итогам семинара для бумажной публикации в каждой секции отобраны: «Фантастический детектив» – Александр Кузнецов (Рязань), роман «Второе лицо»; «Фэнтези и историческая фантастика» – Ольга Дубровская (СПб.), роман «Городничие. Скрижали Нижнего»; «Научная фантастика и конструирование будущего» – Алисса Григорьева (Москва), роман «Объект 9»; «Фантастика для детей и подростков» – Олеся Шишкина (Воронеж), роман «Загадка лабиринта Костёнок».

Кроме того, будет выпущен альманах с рассказами участников литмастерской. Книги будут бесплатно распространяться по молодежным организациям, библиотекам, гуманитарным миссиям. А лучшие короткие рассказы и стихи, прозвучавшие на литературном баттле, который уже стал традиционным, будут напечатаны в «НГ-EL».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Алекс 08:45 01.11.2024

Хотел написать комментарий, про "как оф-, так и онлайн".. Посмеялся над регистрацией. Быстрая не работает. Что бы оставить коммент над символы с картинки вводить.. Даже после регистрации! И тут: Error) Пора обновлять сайт Нотамедии.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


У меня к вам идеал!

У меня к вам идеал!

История о бороде и назидательное, но, возможно, где-то философское эссе

0
2602
Проблема не в осени, а в вечности

Проблема не в осени, а в вечности

Ольга Фатеева

Рассказы о том, как взлетают единорогие птицы и кричат чайки

0
948
Детская литература становится спасением

Детская литература становится спасением

Ольга Василевская

Станислав Секретов об играх молодых писателей, коте Матроскине и маленьких толкинистах

0
2820
Казаки-охотники

Казаки-охотники

Андрей Щербак-Жуков

Традиционные ценности семьи Засядкиных

1
4512

Другие новости