0
1057
Газета Проза, периодика Печатная версия

09.07.2025 20:30:00

Какой уж тут юмор

Дмитрия Бакина читали и переводили, а он лишь сочинял рассказы и гонял грузовики

Тэги: проза, андрей платонов


24-15-1480.jpg
Пеленки младенца напоминают саван. Андреа
Мантенья. Богородица с младенцем. 1475.
Академия Каррара, Бергамо
Экзистенциальный гений Фолкнера и Камю отразился в писателе Дмитрии Бакине (1964–2015). Чувствуется в нем и Андрей Платонов. Фраза Бакина часто длинна и невероятно сконструирована. Лабиринты, громоздимые Бакиным, очень сложно закручены. И нельзя сказать, что они выводят к свету. Бакин мрачный писатель. Тяжелый писатель. Писатель тайны, которую не разгадать.

Его рассказ «Стражник лжи» игнорирует действительность. Его герой – крупный, тяжелый человек, убежденный, что его обманули вестью о смерти бывшей жены. Ничего и не выдает в нем безумца, только вектор лжи, которую он считает правдой. Это какой-то чудовищный современный Орфей, исполняющий музыку упорства и денег. Его не останавливают даже свидетельство о смерти и слово нотариуса.

Рассказ «Сын дерева» начинается с легенды. Но колыбель приравнивается к гробу. Так на страшном холсте Андреа Мантенья «Богородица с младенцем» плотные пеленки последнего напоминают саван. В финале рассказа, однако, смерти не будет. Хотя в текстах Бакина все ею пропитано. В рассказе «Листья» сложно определить даже код времени и страны, где творится происходящее. И только фамилия персонажа – Бедолагин – проясняет ситуацию.

Бакин вел жизнь, далекую от литературного процесса, хотя вниманием обойден не был. Его читали, переводили, а он лишь сочинял рассказы и гонял грузовики. Люди в его рассказах просты. И сопротивляются обстоятельствам. Сопротивляются, чтобы из простого тростника стать мыслящим. Вечность не вообразить. Какая, право, вечность, если о литературе Атлантиды мы не имеем никакого представления? Бакин доказывает, что великая литература возможна во времена прагматизма и эпохального эгоизма.

Трудно представить смеющегося или шутящего Гегеля. Бакин считал, что юмор чужд глубине. Посмотрите на свою жизнь. Вы не можете выбирать. Рождение и смерть, родители и языковая (культурная среда), род деятельности. Все будет детерминировано не вами. Какой уж тут юмор? Бакин, казалось, самим рождением был помещен в бездну трагедии. Его рассказы больно читать. От них знобит, как от болезни.

Может быть, дно существует только для того, чтобы, оттолкнувшись, начать всплывать?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Наденьте собственную кожу

Наденьте собственную кожу

Варвара Лялина

В ЦДЛ презентовали очередной выпуск альманаха «Истоки»

0
469
Падая вверх или вниз

Падая вверх или вниз

Игорь Михайлов

Космос из хаоса, эрос из танатоса

0
432
Медовые коровы на тонких ногах

Медовые коровы на тонких ногах

Анна Лисовикова

Про детскую повесть не совсем для детей

0
421
Каноби Дик и Томас из Эркельдуна

Каноби Дик и Томас из Эркельдуна

Шотландская легенда о неподвижной армии, трусости и храбрости

0
421

Другие новости