Наиль Валеев и сын поэта Евгений Пастернак. Москва, 2007.
Иллюстрация из книги
Чистополь. Купеческий город на берегу Камы в Татарстане. Когда-то Василий Жуковский, проезжая там вместе с наследником Александром Николаевичем, будущим Александром II, написал в дневнике: «Чистополь очень хорош, некоторые дома прекрасны». Однако широкую известность этот небольшой город обрел во время и после Великой Отечественной войны. Потому что именно там разместились в эвакуации члены Союза писателей СССР. В Чистополе, к примеру, написал большинство своих военных песен Михаил Исаковский, там жили и творили Александр Фадеев, Виктор Боков. Василий Гроссман, приехав с фронта, работал над своим романом «За правое дело». Проездом там были Анна Ахматова, Александр Твардовский. И все же прославил на весь мир этот город Борис Пастернак, два года проживший в Чистополе на улице Ленина.
Сейчас здесь создан Историко-архитектурный и литературный музей-заповедник, поставлен памятник Пастернаку, открыт его Дом-музей. Но все это вряд ли бы состоялось, если бы не деятельность подвижника русской и татарской культуры Наиля Валеева. Он занимается возрождением памяти о лучших страницах прошлого на родной земле. И Чистополь стал местом приложения его душевной энергии. И вот в Казани вышла его книга о Пастернаке и истоках романа «Доктор Живаго». Перед нами – целое полотно жизни поэта в эвакуации, его письма, воспоминания тех, кому выпало встретить Бориса Пастернака на дороге жизни. Поражаешься душевной щедрости и мужеству Пастернака, который не позволял себе слабости и, как только мог, поддерживал окружающих. Но перед нами не только поэт, в этих тяжелых условиях работающий над произведением, о котором он впоследствии скажет: «Я весь мир заставил плакать / Над красой страны моей». Перед нами художник, вслушивающийся в душевные движения тех, с кем его свела жизнь. Гений, абсолютно лишенный высокомерия.
![]() |
Наиль Валеев. Борис Пастернак в Чистополе. 1941–1943. К истокам романа «Доктор Живаго». – Казань: Заман, 2024. – 216 с. |
Я к Чистополю подойду,
Я вспомню городок в геранях
И домик с лодками в саду
(…)
И дни Авдеевских салонов,
Где, лучшие среди живых,
Читали Федин и Леонов,
Тренев, Асеев, Петровых.
Так писал Пастернак.
Авдеевские салоны – это вечера, проведенные Пастернаком в доме врача Дмитрия Авдеева, организовавшего в своем доме в Чистополе что-то вроде литературного салона для приехавших писателей. Но автор исследования, представив ряд архивных документов, ведет нас дальше и знакомит с воспоминаниями драматурга Александра Гладкова, создавшего знаменитую пьесу «Давным-давно». Гладков вспоминает частые разговоры с Пастернаком – и снова и снова удивляется его невероятной душевной щедрости.
Но недаром в заглавие книги внесены слова «К истокам «Доктора Живаго». «Мы все здесь значительно ближе к истине, чем в Москве», – писал поэт из Чистополя. Конечно, зарождение замысла гения есть тайна великая, но смена условий жизни поэта, общение с другими людьми – простыми, чистыми, но явно не входящими в круг элитарный, в круг писателей, оказало большое влияние на формирование будущего контура романа. Недаром о них поэт написал: «Я наблюдал, боготворя…»
Наиль Валеев как раз и показывает нам их, этих жителей Чистополя, которые так повлияли на Бориса Пастернака, собирая по крупицам сведения о них по различным воспоминаниям и архивным документам. Речь идет о таких жителях Чистополя, как, например, Василий Вавилов, бывший партизаном в Гражданскую войну. В его доме в Чистополе Пастернак провел почти два года. Конечно же, упоминается и Марина Цветаева, оборвавшая свою жизнь совсем неподалеку от Чистополя. Мы всматриваемся в образы других современников поэта. Наверное, очень повлиял на него реставратор и спаситель древнерусского наследия, директор Русского музея Николай Сычев, после лагеря оказавшийся в Чистополе. Он также был собеседником Пастернака в доме Авдеевых.
Комментировать
комментарии(0)
Комментировать