Испанцы переосмысляют темные периоды своей истории, играя в футбол не мячом, а муляжом головы Франко. Фото Reuters
В Испании планируют рассекретить документы всех правительственных учреждений, выпущенные до 1981 года, – в том числе секретной полиции и военных трибуналов времен правления Франсиско Франко. Общественности станут известны подробности событий, относящихся к периоду диктатуры и переходному периоду после нее. Для испанской демократии это победа, считают многие испанцы. А для главы социалистического правительства Педро Санчеса новый законопроект – одна из инициатив, призванных бороться с ультраправыми, которые начали усиливаться в испанской политике с первой половины 2010-х годов.
Совет министров Испании одобрил передачу в парламент законопроекта о секретной информации. Если его примут, государственные конфиденциальные документы будут автоматически становиться доступными для общественности по истечении 45 лет. Это значит, что скоро будут обнародованы ранее неизвестные сведения, касающиеся режима Франко – темной страницы национальной истории. Диктатора по сей день многие в стране настолько ненавидят, что в начале месяца испанские художники устроили футбольный матч, в котором заменили мяч муляжом головы диктатора.
Франко находился у власти с 1939 по 1975 год и все это время позиционировал себя как спаситель Испании от коммунистического тоталитаризма. Однако его правление ознаменовалось репрессиями, коснувшимися и обычных испанцев, и, по существу, всех политических сил страны: республиканцев, коммунистов, социалистов, анархистов, демократов и др. Режим также преследовал членов националистических движений Каталонии и Страны Басков, которые сейчас в стране вполне легальны. По разным оценкам, за 36 лет было казнено от 100 до 200 тыс. человек. Франко также был связан с фашистскими режимами Италии и Германии. Именно они оказывали испанскому диктатору военную поддержку в период Гражданской войны 1936–1939 годов, хотя во время Второй мировой войны диктатор формально придерживался нейтралитета.
Ближе к концу 1950-х власть Франко характеризовалась большей мягкостью и движением в сторону либерализации. В 60-х в Испании произошло экономическое чудо и даже возникли кое-какие признаки демократии: развивалось законодательство в социальной сфере и появились оппозиционные профсоюзы. Однако это не реабилитировало Франко в глазах всех испанцев и не сделало его правление более привлекательным в исторической перспективе.
Документы о преступлениях режима 1939–1975 годов оказались недоступны для общественности из-за закона о государственной тайне, который был принят в 1968 году, еще при диктатуре. Он не устанавливал срок, на время которого документы должны носить гриф секретности. То есть информация могла быть не разглашена никогда.
Новый законопроект, который рассмотрит парламент, раскроет подробности не только о франкистской диктатуре, но и об остающейся во многом загадочной странице испанской истории – переходном периоде после смерти Франко. Демонтаж его режима был не одномоментным и довольно сложным процессом. Его центральным пунктом был закон о политической реформе 1977 года, предусматривавший помимо всего прочего как амнистию политзаключенным, так и иммунитет от преследований функционерам режима, виновным в репрессиях. На основании этого закона было закрыто уголовное дело, возбужденное в прошлом году против четырех человек – полицейских в годы правления Франко. Дело инициировал активист левого движения, 68-летний Хулио Пачеко Йепес, которого они в 1975 году подвергли пыткам. Тогда, полвека назад, его жизнь спасла только смерть Франко, случившаяся спустя три месяца после ареста.
Из рассекреченных документов испанцы узнают многое о подоплеке попытки военного переворота 23 февраля 1981 года, когда армейские офицеры-франкисты попытались захватить парламент и вернуть страну в прошлое. Испания наконец приведет свое законодательство в соответствие с требованиями Евросоюза об улучшении доступа граждан к информации и войдет в плеяду передовых демократических государств, надеются в правительстве.
Новый закон определяет секретную информацию как «любую информацию, несанкционированное разглашение или неправомерное использование которой может представлять угрозу или вред национальной безопасности или обороне». Вводится четырехуровневая система секретности: «Совершенно секретно», «Секретно», «Конфиденциально» и «С ограниченным доступом». Документы первой категории будут являться государственной тайной в течение 45 лет с возможностью продлить этот срок еще на 15 лет, второй – 35 лет (с продлением на 10 лет), третьей – 7–9 лет, четвертой – 4–5 лет. Разглашение информации до истечения этих сроков предлагается карать штрафами до 2,5 млн евро.
Для того чтобы следить за реализацией закона, предлагается создать специальный орган – Национальное управление по защите секретной информации, которое будет находиться в ведении Министерства по делам правительства, юстиции и отношений с судами (оно было создано в 2023 году и объединило в себе функции Минюста и департамента, который поддерживал деятельность премьер-министра).
Старший научный сотрудник отдела европейских политических исследований ИМЭМО РАН Екатерина Черкасова сказала «НГ», что для социалистов, находящихся у власти, тема франкизма и его влияния на общество является крайне актуальной. В 2007 году их усилиями был принят закон об исторической памяти. Он предполагал демонтаж Долины павших – мемориала, воздвигнутого в годы правления Франко в честь его победы в Гражданской войне, в заключительные годы диктатуры считавшегося символом примирения испанцев. Там были захоронены погибшие с обеих сторон, причем останки многих республиканцев были погребены без ведома их родственников. Закон предусматривал осуждение франкизма и увековечивание памяти его жертв. Это все то, что социалисты считают восстановлением исторической справедливости. Однако такое отношение к периоду 1939–1975 годов было не всегда, говорит Черкасова.
«В обществе долгое время превалировала идея, что франкизм преодолен и никогда не повторится, и чем быстрее общество его забудет – тем лучше. Такая тенденция была до прихода Санчеса к власти в 2018 году. Он, напротив, решил, что наследие Франко должно постоянно осуждаться. То есть забывать ужасы Гражданской войны и диктатуры нельзя», – заметила эксперт. Изменения произошли тогда, когда в Испании впервые за долгое время появилась ультраправая партия «Голос» (Vox) в 2013 году. Считалось, что диктатура настолько ненавистна обществу, что возрождение таких политических сил для Испании едва ли возможно.
«Vox может и не считать себя прямой наследницей Франко, тем не менее некоторые положения ее программы имеют отношение к франкизму. Санчес пытается всеми доступными ему средствами противостоять процессу создания такого рода партий и появления у них сторонников. Отсюда такой пристальный интерес к прошлому», – считает Черкасова.