Фото сайта freepik.com
Многие современные школьники сегодня, особенно, ученики начальных классов, демонстрируют склонность к импульсивным формам поведения. Они неадекватно реагируют на трудности в обучении и на требования педагогов и родителей. А психологи в связи с этим часто говорят, что детей нужно учить управлять своим психоэмоциональным состоянием и поведением, чтобы достигать целей в жизни. Ученые называют это стремление саморегуляцией. О том, что это такое и почему она важна, обозреватель «НГ» Наталья САВИЦКАЯ говорит с доктором психологических наук, профессором Варварой МОРОСАНОВОЙ.
– Варвара Ильинична, Вы занимаетесь темой саморегуляции уже много лет. Можно вас попросить рассказать, что это за явление. И что такое, в частности, осознанная саморегуляция?
– Осознанная саморегуляция – это, собственно, то, что в принципе отличает человека от всего остального живого мира. В той или иной степени регуляторные процессы есть во всей живой природе, на уровне клетки и на уровне растения. Более того, лет 20 назад на меня произвело большое впечатление исследование выраженности основных личностных диспозиций у птиц. Оказалось, что уже у птиц – я даже не говорю про кошек, собак, других высших животных! – бывают все личностные измерения, кроме одного, которое связано с осознанностью. Мы не можем изучать саморегуляцию человека, не ставя во главу угла именно осознанную саморегуляцию.
– Каждый человек неповторим по своей природе. Как в таком случае темперамент взаимосвязан с достижением цели?
– Конечно, все люди разные и различаются тем, что в разной степени склонны планировать жизненные цели и свои действия, моделировать значимые условия их достижения, оценивать результаты. Существует природная основа саморегуляции – это в первую очередь особенности темперамента человека. В наших больших исследованиях был показан и не раз воспроизводился тот факт, что экстраверт и интроверт отличаются по ряду регуляторных параметров. Например, у интровертов больше развито планирование целей, но менее развиты возможности по моделированию значимых условий их достижения. Интроверт-школьник больше знает и хорошо учится, но при этом он как бы оторван от конкретной ситуации, у него меньше друзей и меньше социальных контактов, чем у других подростков. И все это связано с тем, что, думая о будущем, выдвигая значимые цели, подросток не всегда учитывает условия их достижения. В то же время экстраверт обладает другим ресурсом саморегуляции: он, наоборот, легко ориентируется в новых ситуациях и в общении, быстро адаптируется к новым условиям, в то же время не особенно задумываясь о будущем.
– А насколько мы вообще зависим от своего темперамента?
– Когда человек взрослеет, у него развивается возможность ограничить влияние своего темперамента на собственную деятельность, компенсируя слабые стороны своего темперамента. И появляется эта возможность за счет развития именно осознанного уровня саморегуляции. Например, учитывать свой темперамент, свои особенности, скажем, осознанно контролировать импульсивность в своем поведении. Ребенок с любым типом темперамента может хорошо учиться, если у него хорошо развита осознанная саморегуляция достижения учебных целей.
– Осознанная саморегуляция возможна только в том возрасте, когда уже сформировано самосознание?
– Осознанная саморегуляция, как показывают исследования, является общечеловеческой способностью, развивающейся в течение жизни. Мы все и почти в любом возрасте способны регулировать свое поведение; только, может быть, степень осознанности разная. Но самое главное не в степени осознанности. Самое главное – это круг задач, решение которых дети регулируют в своем поведении, они разные у более младших детей по сравнению с более старшими. Начиная с младшего возраста у детей в процессе развития (еще только физиологического) ярче проявляются темпераментальные особенности саморегуляции поведения. Тогда как в более старшем возрасте возможен уже контроль поведения. И закладывается основа дисциплины как формы регуляции поведения со стороны родителей и учителей, а затем и самодисциплины как контроль за своими, скажем так, дисциплинарными, учебными моментами поведения. А дальше происходящие в подростковом и юношеском возрасте формирование самооценки, собственно самосознания и личностного самоопределения дают новые регуляторы. Еще больше расширяется круг задач, которые могут решаться уже с помощью средств осознанной саморегуляции.
– А как связано обучение, воспитание и саморегуляция?
– Сразу замечу, что есть разные позиции у ученых касательно того, что обучение воспитывает. Есть и те, кто считает, что воспитательная работа не касается учебного процесса. В нашей лаборатории проводились специальные исследования по сравнению детей, обучающихся в разных образовательных системах – традиционной и системе развивающего обучения, разработанной для начальной школы. Позже мы сравнили уровни развития осознанной саморегуляции и дифференцированности самосознания у этих же детей в старшей школе. Оказалось, что развивающее обучение в младшей школе приводит к тому, что, став старше, эти ученики имеют более высокий уровень развития осознанной саморегуляции и большую ее связанность со структурами самосознания. Самосознание этих детей в большей степени, чем у их традиционно обучавшихся сверстников, регулирует поведение и способствует даже профессиональному самоопределению, решительности выбора профессии у выпускников.
– А если не формируется регулирующая роль самосознания...
– Да, есть люди, которые этого не достигают и в более старших возрастах. В то же время наличие связей между развитием осознанной саморегуляции и самосознания показывает, каким образом можно воспитывать детей. В первую очередь необходимо целенаправленно развивать осознанную саморегуляцию, а с другой стороны, создавать такие способы обучения, которые дают косвенные воспитательные эффекты, как в системе развивающего обучения, например.
– Можете чуть подробней раскрыть, какова роль саморегуляции при профессиональном самоопределении учащихся?
– Вспомните отличников: легче ли им, при наличии выраженных общих способностей, выбрать профессию? Да, осознанная саморегуляция связана с наличием общих способностей, и чем она выше, тем шире возможности учащегося в выборе профессии. Но отличники выбирают профессию не легче своих не самых успешных в учебе сверстников, но имеющих уже сложившиеся мотивацию или специальные способности (музыкальные, технические или гуманитарные) к конкретной профессии. Развитие осознанной саморегуляции в период школьного обучения не только способствует общему психическому развитию учащегося, но и оказывает влияние на решение самых разных школьных проблем, связанных с личностным становлением и выбором профессии.
– То есть саморегуляция тесно связана с психологическим благополучием учащихся?
– Осознанная саморегуляция является ресурсом психологического благополучия детей при переходе с младшей ступени обучения в 5-й и 6-й классы. Оказывается, дети, у которых выше осознанная саморегуляция, в решении встающих перед ними новых задач демонстрируют более высокое психологическое благополучие, несмотря на трудности перехода из начальной в основную школу. То же самое касается и субъективного благополучия, ощущения счастья, которые тоже связаны с саморегуляцией. То есть хорошая саморегуляция – это метаресурс, и обладать им – счастье для любого человека, любого школьника.