0
233
Газета Экономика Печатная версия

22.10.2025 20:06:00

Борьба с инфляцией все больше подпитывает инфляцию

Инвестиционная активность рискует побить антирекорд 2022 года, но не из-за санкций, а из-за ключевой ставки

Тэги: цб, ключевая ставка, борьба с инфляцией, рыночная ипотека, автокредиты, инвестиционная активность


цб, ключевая ставка, борьба с инфляцией, рыночная ипотека, автокредиты, инвестиционная активность В автопроме работников переводят на четырехдневку. Фото РИА Новости

Ситуация с инвестиционной активностью в России быстро ухудшается. От высоких значений середины 2024 года до уровня дна 2022-го преодолено две трети пути, предупредил Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП). По его оценкам, антирекорд-2022 будет превзойден через несколько месяцев, только не из-за санкций, а из-за денежно-кредитного шока. Снижение рентабельности и чрезмерная долговая нагрузка перечеркивают планы по выстраиванию экономики предложения. В таких условиях борьба с инфляцией рискует стать фактором, провоцирующим в будущем новое ускорение роста цен из-за недостаточного выпуска товаров.

За несколько дней до назначенного на 24 октября заседания совета директоров Центробанка (ЦБ) по ключевой ставке эксперты ЦМАКП фактически предупредили о том, что дальнейшая упорная борьба регулятора с инфляцией в ущерб инвестиционной активности в будущем и сама станет проинфляционным фактором. Это следует из нового аналитического обзора макроэкономических тенденций.

«Во втором квартале инвестиции в основной капитал заметно снизились. И теперь можно говорить скорее об их стагнации», – сообщается в обзоре. Если в первом квартале 2025-го по отношению к предшествующему кварталу инвестиции росли на 2,5%, то во втором по отношению к первому они уже сокращались на 1,4% (данные очищены от сезонных колебаний).

«Судя по высокочастотной динамике индикатора предложения инвестиционных товаров, ситуация довольно быстро ухудшается. Инвестиционная активность продолжает снижаться», – выявили экономисты. По их оценкам, от высоких значений середины 2024 года до уровня дна 2022 года преодолено уже две трети пути (кстати, как уточнили эксперты, в ковидном 2020-м инвестиционная активность проседала примерно до тех же значений, что и в 2022-м).

«При сохранении текущей тенденции через несколько месяцев антирекорд последних лет, установленный в 2022 году как следствие введения санкций, будет превзойден. Только на этот раз шоком, по-видимому, стали не санкции, а сверхжесткая – и длительная в этой жесткости – денежно-кредитная политика», – пояснили в ЦМАКП.

Рентабельность в промышленности во втором квартале продолжила сокращаться. «Ее уровень практически достиг рекордно низких значений периода COVID. Разрыв со ставкой по кредитам достиг абсолютного рекорда, – перечисляется в обзоре. – Такая ситуация, очевидно, дестимулирует инвестиционную активность, что понижает перспективный потенциальный выпуск, ограничивает в среднесрочной перспективе расширение предложения и, таким образом, при прочих равных способствует повышенному уровню инфляции в будущем».

Другими словами, как можно судить, уже сегодня, если ничего кардинально не изменится, формируются те условия, которые в будущем приведут к перебоям в производстве, нехватке определенных видов продукции и ценовому скачку. Именно так выглядит логика экспертов ЦМАКП.

Все эти опасения подпитываются тем, что подавляющее большинство гражданских отраслей уже сейчас сокращают выпуск товаров. Как сообщил в среду, 22 октября, Росстат, по итогам января–сентября из 24 анализируемых им отраслей обрабатывающей промышленности годовой спад зафиксирован в 17. А растут сейчас в основном те индустрии, которые прямо или косвенно связаны с обеспечением нужд СВО.

22102025_19_2.jpg
Уровень рентабельности в промышленности уже почти достиг
рекордно низких значений периода пандемии.
Источник: ЦМАКП
Кроме того, быстро увеличивается нагрузка со стороны процентных платежей на доходы компаний: по данным ЦМАКП, по состоянию на третий квартал 2025-го она обновила исторический максимум, превысив 35%. «Проблема долговой нагрузки на прибыль имеет структурный характер, – уточнили эксперты. – На запредельно высоком уровне она в строительстве, на очень высоком – в деревообработке и автомобильной промышленности».

Ранее одним из наиболее очевидных признаков локальных отраслевых кризисов стали сообщения руководства предприятий об их планах отправить сотрудников в простой или перевести их на сокращенную рабочую неделю.

И каждый раз в качестве обоснования упоминались проблемы с кредитованием, которые возникали как у самих предприятий, ведь им надо обслуживать уже взятые займы, так и у тех участников рынка, которые должны были предъявлять основной спрос на производимую этими предприятиями продукцию.

Например, один из крупнейших производителей сельхозтехники – Ростсельмаш – ранее столкнулся со слишком низким спросом со стороны аграриев: им стало сложнее получить доступ к источникам финансирования, у них все меньше ресурсов для инвестиций в новую технику. Так что предприятию пришлось неоднократно сокращать производственный план и обдумывать дальнейшую судьбу своих работников из-за невостребованности производимой продукции.

Представители КАМАЗа жаловались на то, что денежно-кредитная политика ЦБ «привела не только к невозможности приобрести новую технику с помощью финансовых инструментов в виде кредита и лизинга, но и вынуждает транспортные и другие компании возвращать взятую в прошлом году в лизинг технику лизингодателю».

АвтоВАЗ ощутил негативные последствия из-за ужесточения требований регулятора к заемщикам по автокредитам. Президент компании Максим Соколов в кулуарах форума «Сделано в России» подтвердил, что четырехдневка на предприятии продлится до конца 2025 года.

А среди жертв запретительных ставок по рыночной ипотеке оказались в том числе производители стройматериалов – в частности, цемента, которого строительным компаниям, замораживающим свои проекты, требуется теперь все меньше, чем раньше.

Не просто резкое замедление, а именно сокращение инвестиций прописано теперь и в официальном прогнозе правительства, по факту смирившегося с угнетающей политикой Центробанка. Базовый сценарий Минэкономразвития предполагает инвестиционный спад по итогам 2026 года на 0,5%, а консервативный – на 1,3%.

Специалисты Центробанка, однако, продолжают официально и неофициально обосновывать жесткие меры регулятора. Директор департамента исследований и прогнозирования ЦБ Александр Морозов и его заместитель Андрей Синяков опубликовали на сайте «Эконс» статью, посвященную вызовам для денежно-кредитной политики.

В этой публикации сообщается, что если экономика была перегрета (а ЦБ настаивает на том, что российская экономика находилась в перегретом состоянии), недостаточно просто вернуть ее в равновесие, ведь в этом случае «инфляция, лишь коснувшись цели, из-за все еще высоких инфляционных ожиданий отскочит от цели вверх, как «блинчик» от поверхности озера».

Чтобы этого избежать, требуется «заякорить» инфляционные ожидания, а саму инфляцию, даже когда она, казалось бы, начала замедляться, нужно, скажем так, додавить, доказывают авторы статьи.

«Не следует экстраполировать то, насколько быстро тормозит инфляция в начале дезинфляционного цикла, на последующие этапы. Последний этап снижения инфляции до уровня цели может требовать более «настойчивой» денежно-кредитной политики (не с точки зрения номинальной ставки, а с точки зрения того воздействия на спрос, который она оказывает), чем начальный этап», – пояснили Морозов и Синяков.

По их словам, если не пройти этот последний этап, инфляция вместе с инфляционными ожиданиями зависнет на повышенных уровнях, и экономическому росту это не поможет. «Наоборот, увеличится экономическая неопределенность, так как чем выше инфляция, тем она, как правило, более волатильна. При высокой волатильности инфляции становится очень сложно понять, как реагировать на рост спроса: увеличивать производство или поднимать цены», – сообщили специалисты ЦБ.

Ведь за ростом спроса на продукцию того или иного производителя может стоять лишь более оперативное повышение отпускных цен его конкурентами вслед за общим увеличением издержек. «Это усиливает неопределенность при принятии производственных и инвестиционных решений, что негативно влияет на производственную и инвестиционную активность», – сделали вывод Морозов и Синяков.

На сайте «Эконс» есть ремарка, что публикуемые на портале мнения не выражают позицию Банка России. И именно так и стоит воспринимать в том числе эту статью. Однако по факту ее авторы повторили ровно то же самое, о чем периодически заявляло с трибун руководство Центробанка, обосновывая свои решения.

«Мы абсолютно убеждены, что инфляция – это важнейший якорь в экономике. Низкая и предсказуемая инфляция – залог уверенности граждан и бизнеса в завтрашнем дне и их готовности инвестировать», – заявляла ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

В этом контексте борьба с инфляцией преподносится как работа над достижением экономической определенности и предсказуемости для инвесторов. На текущем этапе некоторая определенность у части российских предприятий действительно появилась. Правда, выразилась она не в наращивании инвестиционной активности, а в ее сворачивании.


Читайте также


Граждан предупредили о скором скачке цен на квартиры

Граждан предупредили о скором скачке цен на квартиры

Анастасия Башкатова

При снижении ключевой ставки на рынке недвижимости ожидают наплыва покупателей

0
2074
Производство самолетов профинансируют из Фонда национального благосостояния...

Производство самолетов профинансируют из Фонда национального благосостояния...

Михаил Сергеев

Перенос повышения утилизационного сбора на автомобили

0
1712
Россия приглашает к себе приезжих пяти категорий

Россия приглашает к себе приезжих пяти категорий

Иван Родин

Государственная миграционная политика до 2030 года будет более концептуальной

0
4099
Центробанк России обещает рост инвестиций в конце 2025 года

Центробанк России обещает рост инвестиций в конце 2025 года

Михаил Сергеев

Оценки регулятором бизнес-климата улучшились в октябре по сравнению с сентябрем

0
2930

Другие новости