Выстраивание конструктивного диалога с родителями и старшими членами семьи – одна из целей введения предмета «Моя семья». Фото Vecteezy
На Всероссийской конференции педагогов и организаторов курсов сообщили, что школьный внеурочный курс «Моя семья» после апробации будет преподаваться по всей стране. А первый замминистра просвещения РФ Александр Бугаев заявил, что для преподавания модуля в рамках внеурочной деятельности в школах понадобятся профильные специалисты.
От Минпросвещения России потребуется организация соответствующих курсов по повышению квалификации учителей, в том числе на базе педагогических вузов. На сегодняшний день программа курса «Моя семья» включает 36 академических часов внеурочной деятельности. С 2024/25 учебного года курс проходит апробацию в 42 регионах. К работе над ним приступило около 1,5 тыс. специалистов.
Руководителем рабочей группы по введению и реализации курса является заместитель председателя Госдумы РФ Анна Кузнецова. Таким образом, после долгих и неудачных попыток продвинуть в массовую школу уроки полового воспитания и его аналогов делается очередной заход в повсеместном внедрении факультатива семьеведения.
Обучение, как отмечают авторы дисциплины, направлено на формирование у обучающихся «ценностного отношения к семье и осознанному родительству, воспитание уважения к традиционным ценностям, формирование четких ценностных установок на семейность и многодетность». В том числе и такой аспект, как выстраивание конструктивного диалога с родителями и старшими членами семьи.
Если обратиться к научной подоплеке, то надо отметить, что в течение последних лет довольно многие исследователи занимались темой формирования ценностного отношения к семье у младших школьников. Именно младший школьный возраст является тем периодом человека, в котором происходит формирование личности ребенка.
Но оптимальным все же для воспитания ценностных отношений, по результатам исследований, считается период 14–16 лет. К данному возрасту происходит основное формирование смысловой структуры мировоззрения подрастающей личности, и в дальнейшем человек кардинальных трансформаций не претерпевает. Данный вывод для педагогов означает одно: работу по воспитанию ценностных отношений школьников необходимо начинать в младшем школьном возрасте и интенсивно вести в подростковом.
В младшем школьном возрасте, отмечают психологи, формирование ценностных отношений личности связано с подражанием тем моделям отношений, которые ребенку демонстрирует его близкий круг и которые им усваиваются при просмотре телепередач, фильмов, блогов соцсетей и чтении книг. Другое дело, что перед глазами современных детей достаточно большое количество примеров, которые заметно усложняют этот процесс. На помощь семье в таком случае должна прийти школа, считают в Минпросвещения.
Ведомство видит панацею в уроках семьеведения. Прошлогодние результаты опроса ВЦИОМ по поводу того, что думают россияне о появлении в школах нового предмета «Семьеведение», показали благоприятный результат для организаторов. Во-первых, 45% россиян в разной степени известно о том, что подрастающее поколение будут учить основам семейной жизни. Во-вторых, введение нового образовательного курса скорее находит у россиян поддержку (62%), чем отрицание. Причем уровень этой поддержки не зависит от степени осведомленности опрашиваемых о новой дисциплине: поддержку декларируют как те, кто знал или слышал о ней ранее, так и узнавшие о ней впервые в ходе опроса.
Анкетирование детей младшего возраста в разных исследованиях показывает, что понятие о семье и семейных ценностях у детей младшего школьного возраста несколько размыто. Среди различных ценностей на первое место дети ставят дружбу, на второе – ценность здоровья и материальных предметов (компьютер, телефон, техника). И на третьем месте – семья. И это, как считают социологи, очень хороший результат.
Если сравнивать с опросами того же ВЦИОМ за 2023 год о том, как россияне относятся к сексуальному воспитанию в школах, то поддерживающих те уроки тоже было немало. Примерно 57% опрошенных посчитали сексуальное воспитание необходимым элементом школьной программы. И только треть отнеслась к вопросу с предубеждением или скепсисом. Среди поддерживающих такие программы около 70% – молодежь. А отношение к такого рода программам очень разнится по месту жительства. В крупных городах развиваются пилотные программы по сексуальному образованию, такие как «Безопасность и здоровье подростков», в то время как в сельских школах практически отсутствуют такие инициативы.
Между тем риски внедрения в школу предмета «Моя семья» по-прежнему остаются. О них пишут в соцсетях блогеры, родители и сами учителя. Нет уверенности, что учитель до конца понимает смысл того, что хочет государство от этого курса. Следовательно, глубокое взаимодействие учителя с учениками во время уроков не гарантировано. Других смущает возможность формального отношения к предмету.
Не меньше волнует аудиторию вопрос о соблюдении принципа светского образования. Как будет решаться проблема разнообразия взглядов на семью в многонациональном и поликультурном обществе? Пугает и возможность восприятия курса как инструмента давления. Если курс будет сводиться к внушению идеи, что создание многодетной семьи – высшая цель жизни, то он начинает выглядеть как попытка манипуляции сознанием юных людей.