0
110
Газета Факты, события Печатная версия

19.11.2025 20:30:00

Нежнейшая ересь сумасшедшего

Поэта Александра Тимофеевского вспоминали друзья

Тэги: тимофеевский, поэзия, норштейн, мультфильмы, дети, ирония, экспромт


тимофеевский, поэзия, норштейн, мультфильмы, дети, ирония, экспромт Мультипликатор Юрий Норштейн работал с Александром Тимофеевским и дружил с ним. Фото автора

В Музее Серебряного века состоялись II Литературные чтения памяти Александра Тимофеевского, приуроченные ко дню рождения поэта, фигуре, символизирующей целый пласт российской культуры – от беззаботного детства с песнями из мультфильмов до глубокой и непростой поэзии для взрослых. Круг тем конференции был следующим: «Особенности творчества А.П. Тимофеевского, поиск общих закономерностей бытия, простое и сложное в творчестве поэтов второй половины двадцатого – начала двадцать первого века»; «Эзопов язык в поэзии А.П. Тимофеевского, советские и постсоветские поэтические практики»; «Анимация в творчестве А.П. Тимофеевского и легальные формы творческой работы поэтов неподцензурной словесности»; «Детские стихи А.П. Тимофеевского, особенности поэзии для детей конца двадцатого – начала двадцать первого века»; «А.П. Тимофеевский и его читатели: горизонты ожидания и читательские интерпретации, фольклоризация стихов, книжные иллюстрации, портрет поэта в рецензиях и научных статьях». Организаторы обещают, что будет подготовлен сборник материалов, тексты отдельных докладом будут опубликованы в «НГ-EL».

Прозвучали доклады Юрия Орлицкого, Александра Маркова, Елены Титовой, Константина Шакаряна, Михаила Вистгофа и Елены Левоческой, пишущей стихи под псевдонимом Лета Югай, а также вдовы поэта Натальи Дьяковой. Исследователи рассуждали о свободном стихе в творчестве Тимофеевского, о чертах классической риторики в его поэзии, о некоторых особенностях стихотворений для детей, о том, как стихи становятся песней, о самоопределении как самостоянии, о сюжете и об архиве.

После первой научной части вечер приобрел более неформальный тон – друзья вспоминали Александра Павловича, читали стихи. Порой это были курьезные, душевные свидетельства об отношениях между поэтами, писателями. Например, у Тимофеевского есть стихотворение «Он ищет читателя, ищет / Сквозь толщу столетий, и вот – / Один сумасшедший – напишет, / Другой сумасшедший – прочтет...» И поэт Михаил Грозовский написал шуточный ответ: «Я – тот сумасшедший, который прочтет. / Тот урод – это я. / Я тоже из той же конторы. / Ко мне притечет / сквозь заторы нежнейшая ересь твоя. / Мне надобна эта наука, игра / и звучание слов, / вернее, созвучие звуков, глубокая, сладкая мука, / начало, основа основ. / И в каждом твоем повороте большой сумасшедшей души, / высокого бреда на взлете, своей сумасшедшей охоте, я буду читать. Пиши». Еще он вспомнил, как некогда прочитал свое стихотворение про козу, а Тимофеевский, мастер экспромтов, тут же протянул ему листок со строчками: «Все неладно, и гадко, и стыдно, / и не спрятать в ладони лица, / но нелепо кончать суицидом /в трех шагах от конца. / И некстати рыдать, бить на жалость / и бросать свое фото в клозет. / Убежала коза, убежала, / как сказал мой любимый поэт».

Педагог Евгений Ямбург вспомнил о прощании с Тимофеевским в храме, а потом представил несколько видео, как читают стихи его студенты в спектаклях и импровизацию самого поэта на одной из публичных встреч. Режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн рассказал трогательную историю о том, как стихотворение Тимофеевского заставило смутиться и удивиться его жену, художника-мультипликатора Франческу Ярбусову. Когда она была маленькой, лет четырех, ее мама отвозила к бабушке. У бабушки было хозяйство, и когда она уходила, то оставляла девочку одну. Та же садилась на корточки в курятнике и закрывала глаза, через какое-то время куры начинали принимать ее за свою, не чувствуя опасности. И вот как-то к ней подошел петух и стал аккуратно дотрагиваться до ее ресниц клювом. Эта история нашла свое отражение в стихах Тимофеевского. Норштейн также прочитал тексты, которые Александр Павлович наговаривал на автоответчик их телефона.

Режиссер, поэт Алексей Злобин прочел свои воспоминания: «Палыч сказал, что вернулся на зимний берег Ялты 40 лет назад в крики чаек и метель. В свою молодость. Так мы стали почти ровесниками. Палыч заразил меня веселостью. У него был такой дар. И во мне снова вернулась тяга к перу, перу к бумаге. Тяга к минуте, когда уже пора плыть. Куда ж? Не куда ж. Не важно». О своих встречах с Тимофеевским рассказали музыкант, поэт, прозаик Константин Арбенин и его дочь Дарья.

Издатель, поэт Александр Переверзин выступил ведущим вечера и, в свою очередь, рассказал о том, как Тимофеевский приезжал к Борису Пастернаку в то время, когда того травили. Завершая чтения, ведущий прочел строки Тимофеевского, посвященные Марии Степановой: «Смотрел я на восход малиновый / И голову назад закидывал, / Такого сине-сине-синего / Еще никто из вас не видывал. / Идет толпа многомильонная, / Идут себе и не толкаются, / И все до одного влюбленные, / И все друг другу улыбаются...»


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Бурлила старая «Юность»

Бурлила старая «Юность»

Александр Балтин

Броневики и фейерверки отечественной литературы

0
450
У нас

У нас

0
521
Каждая свеча горит по-своему

Каждая свеча горит по-своему

Ольга Акакиева

Друзья и коллеги Германа Гецевича помянули его стихами

0
683
Сорящий перлами, как мудрец

Сорящий перлами, как мудрец

Галина Щербова

Владимир Микушевич не переводил Рильке и Бодлера, а учил их говорить по-русски

0
572

Другие новости