Местом обсуждения российско-украинского конфликта стал стамбульский дворец Чираган. Фото Reuters
В Стамбуле, во дворце Чираган, прошел очередной раунд российско-украинских переговоров. Он был третий по счету и первый с того момента, как президент США Дональд Трамп в ультимативном порядке потребовал от РФ прекратить боевые действия в течение 50 дней. Судя по заявлениям, которые делались перед переговорами и с российской, и с украинской стороны, американское давление вовсе не повлияло на тематику обсуждения. В руководстве РФ все так же считают первостепенным обсуждение первопричин конфликта, в руководстве Украины – организацию встречи Владимира Зеленского и Владимира Путина.
Переговорам в турецком городе предшествовало важное заявление в Вашингтоне. Глава пресс-службы Госдепартамента Тэмми Брюс уточнила, что, говоря о 50 днях, в течение которых РФ должна помириться с Украиной (а если не помирится – Трамп введет запретительные пошлины против покупателей российских энергоресурсов), президент США не имел в виду, что договориться нужно до какой-то конкретной даты. «Я бы предупредила, что когда президент обозначает период времени или [временное] окно, то речь может идти о любом этапе в рамках этого периода», – сказала она. Видимо, ее слова следует понимать так, что Трамп оставляет за собой право ввести вторичные пошлины в любое время, стоит только ему решить, что РФ не хочет договариваться с Украиной.
Это предупреждение или вернее будет сказать угроза, похоже, действие не возымела ни на Москву, ни на Киев. Перед переговорами в Стамбуле Зеленский назвал три приоритетных вопроса, которые, по его мнению, следует обсудить: обмен военнопленными, «возвращение похищенных Россией детей» (имеются в виду дети, преимущественно из Донбасса, усыновленные российскими родителями) и организация встречи глав двух стран. Повышать ставки и требовать немедленного заключения мира украинский президент не стал. В свою очередь, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков сообщил журналистам, что на третьем раунде переговоров к обсуждению планируются «главным образом вопросы, связанные с теми проектами меморандумов, которыми обменялись в ходе второго раунда, и также разговор по продолжению очень важного процесса взаимных обменов». Он также отметил, что «при необходимости» будут подниматься «любые другие вопросы». В российском проекте меморандума, представленном украинской стороне на переговорах 2 июня, напомним, есть множество пунктов, которые должна выполнить Украина. В их числе – вывод украинских военных из Донбасса, Запорожской и Херсонской областей; прекращение мобилизации и иностранной военной помощи; перевыборы президента и депутатов Верховной рады. Есть там и меры, направленные на ликвидацию того, что в Москве называют первопричинами войны: отказ от вступления Украины в НАТО, ее безъядерный статус, установление предельной численности украинских вооруженных сил, снятие ограничений на деятельность Украинской православной церкви Московского патриархата и многое другое, что в Киеве считают неприемлемым.
Еще в июне, после второго раунда переговоров, Зеленский называл российский меморандум «ультиматумом» и «недоразумением», который «никто не будет воспринимать всерьез». Украинский президент считает, что главное должно решаться на встрече лидеров двух государств. Между тем Песков перед началом третьего раунда подчеркнул, что противопоставлять обсуждение меморандумов и подготовку встречи на высшем уровне нельзя. «Вся работа, которая должна вестись по согласованию меморандумов, это и есть подготовка встречи», – сказал он.
Следует также отметить, что Москва не стала менять состав делегации. Как и в июне, ее возглавляет советник президента РФ Владимир Мединский. Недовольство Зеленского тем, что российскую делегацию возглавляет чиновник недостаточно высокого, по мнению украинского президента, ранга, решено оставить без внимания. Впрочем, и глава украинской делегации не поменялся. Это все тот же Рустем Умеров. Поменялась только его должность. С 18 июля он не министр обороны, а секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины.
На момент подписания номера переговоры еще не завершились.