Вице-премьер РФ Александр Новак внимательно следит за биржевыми ценами на бензин.
Фото РИА Новости
Оптовые цены на бензин продолжают повышаться. Причем летние ценовые скачки становятся регулярным явлением. Бензин Аи-95 в ходе торгов на Петербургской бирже в среду дорожал выше 76 тыс. руб. за 1 т, Аи-92 – свыше 66,6 тыс. руб. за 1 т. Днем ранее Аи-95 торговался выше 75,2 тыс. руб., а Аи-92 – выше 66,1 тыс. руб. Текущие цены вплотную подходят к историческим значениям августа 2023 года. Кроме того, в среду цены на Аи-92 (по которому считается нефтяной демпфер) перешагнули психологическую отсечку обнуления демпфера. Эксперты считают, что в текущей ситуации полный запрет на экспорт выглядит оправданным решением, а ускорение роста цен в рознице станет дополнительным аргументом для вмешательства властей.
Биржевые цены на топливо растут на протяжении последних недель. Так, на прошлой неделе оптовые цены на бензин преодолели максимумы августа 2024-го. К пятнице Аи-92 подорожал до 65,2 тыс. руб. за 1 т, Аи-95 – до 74 тыс. руб.
Ускорились и розничные цены на топливо. На 21 июля цены на бензин Аи-92 за неделю увеличились на 0,4%, на Аи-95 - 0,3%. С начала года Аи-92 подорожал на 4,5%, Аи-95 – на 4,2%. В июне в годовом выражении автомобильный бензин на заправках подорожал на 11,5%. Для сравнения: в июне 2023 года цены росли на 7,6% год к году.
Представители розничных сетей ранее заявляли, что из-за высоких оптовых цен маржинальная доходность АЗС переходит в отрицательную зону с учетом эксплуатационных затрат АЗС, поэтому заправки вынуждены будут повышать расценки. Рентабельность российских АЗС от продаж бензина снизилась с марта по июнь в два-три раза, подсчитывали аналитики исследовательской группы «Петромаркет». Если в конце марта маржа по бензину Аи–92 в среднем по стране составляла 6 руб. за литр, то в конце июня – всего 2 руб. А по Аи–95 она снизилась с 7 до 3,7 руб. за литр.
Резкий рост оптовых цен на бензин объясняют сразу несколькими причинами. В Минэнерго рост биржевых цен объясняли затянувшимися ремонтами на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). «График ремонтов НПЗ составляется заранее. Почему иногда бывают сбои? Потому что сейчас, в том санкционном режиме, в котором мы находимся, запланировано на ремонт условно четыре месяца, но что-то задержали, что-то недопоставили, а он (НПЗ. – «НГ») уже зашел в ремонт. Поэтому иногда возникают моменты, что срок проведения ремонта сдвигается от плана. И мы вынуждены вот эти сдвижки компенсировать», – пояснял глава Минэнерго Сергей Цивилев. В свою очередь, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко замечала министру, что ситуация с ценами на бензин повторяется из года в год. «Каждое лето вопрос – цена на топливо, на бензин... Каждый раз причины называются одни и те же: сезонный рост потребления топлива и ремонтные работы на НПЗ», – отмечала она.
Действительно, летом 2023 года оптовые цены на топливо поставили исторические рекорды, что вылилось в глубокий ценовой кризис, разрешившийся тотальным запретом на экспорт нефтепродуктов из России. При этом власти не торопились принимать решения по ограничению поставок (см. «НГ» от 25.07.23, 21.08.23).
Чиновники и тогда, и сейчас повторяют, что ситуация на внутреннем топливном рынке остается контролируемой, а колебания цен носят сезонный характер. «Запасы бензина и дизельного топлива находятся на уровне, близком к историческим максимумам, отрасль полностью готова к сезонному увеличению спроса на нефтепродукты», – отмечали ранее в Минэнерго.
Западные агентства сообщают о падении объемов нефтепереработки в РФ на фоне ремонтов на НПЗ. В частности, указывалось, что только за первые девять дней июля НПЗ перерабатывали около 5 млн барр. в сутки, что на 300 тыс. меньше, чем месяцем ранее.
Ранее вице-премьер РФ Александр Новак сообщал, что власти обсуждают возможное введение запрета на экспорт бензина для нефтекомпаний. Решение будет зависеть от динамики котировок на бирже. «Мы будем смотреть сейчас в течение ближайших дней, как там ситуация будет на бирже складываться, и принимать решения», – говорил Новак две недели назад, не исключая введения полного запрета на экспорт в августе-сентябре.
Тогда же чиновники давали поручения по стабилизации топливного рынка. В частности, нефтекомпаниям необходимо было своевременно выводить НПЗ из ремонтов и соблюдать плановые показатели производства топлива.
![]() |
Динамика биржевых цен на автомобильный бензин Аи-95. Данные в рублях за тонну. Источник: Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа |
Минэнерго и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) поручено оценить маржинальность АЗС, а РЖД – решить проблему простоя порожних вагонов. Кроме того, от нефтяников требовали закупать топливо по прямым договорам, а не друг у друга на бирже.
Эмбарго на экспорт бензина из России для непроизводителей (трейдеров, нефтебаз и организаций с производственной мощностью менее 1 млн т топлива в год) действует с 1 марта по 31 августа. Первоначально запрет на вывоз бензина за рубеж, кроме стран ЕАЭС, действовал в РФ с 1 марта по 31 августа 2024 года, однако 20 мая он был приостановлен, а осенью возобновлен. Затем кабмин сделал исключение для крупных нефтеперерабатывающих заводов.
Участники рынка и эксперты полагают, что даже введение подобного запрета на экспорт даст только передышку, поскольку в настоящее время экспорт бензинов незначительный и его разворот на внутренний рынок не даст серьезного увеличения объемов на бирже. Участники рынка не видят и предпосылок к снижению биржевых цен, так как остаются актуальными все те проблемы, которые и вызвали рост стоимости в конце июня – начале июля. Первопричиной остается недостаточное предложение на бирже. Сезонный спрос на топливо будет повышаться до конца лета, НПЗ продолжат ремонты до осени, а значит, цены на топливо могут расти и дальше.
При этом нефтяники опасаются остаться без топливного демпфера по итогам августа или сентября. Так, если оптовые цены на топливо в стране слишком сильно растут и в среднем за месяц отклоняются от установленных индикативных цен более чем на 10% по бензинам и 20% по дизтопливу, то демпфер из бюджета за этот месяц не выплачивается. То есть нефтяники не получат демпфер, если в среднем за месяц цена Аи-92 (именно по нему считается демпфер) составит 66,4 тыс. руб. за тонну, дизтоплива – 68,6 тыс. руб. за 1 т. Пока в практике топливного демпфера прецедент с обнулением случился единожды – как раз в разгар ценового кризиса 2023 года, когда нефтяники не получили из бюджета топливный демпфер за сентябрь.
На этом фоне активнее стала обсуждаться тема возможного расширения порога отсечки по демпферу. Нефтекомпании предлагают повышение диапазона отклонения до 20% по бензину и 30% по дизтопливу. Позиция Минфина – рост до 15% и 25% соответственно. В качестве компромиссного варианта предлагается двухэтапное повышение – сначала до 15% и 25% на период один-два года, потом до 20% и 30%.
Как считает старший аналитик компании «БКС Мир инвестиций» Кирилл Бахтин, пока власти заняли выжидательную позицию. «По сообщениям, обсуждается и сценарий временного полного запрета на экспорт (окажет понижательное давление на цены), и сценарий расширения демпферных лимитов (увеличит экономические стимулы НПЗ, но даст пространство для роста цен). Более вероятным сценарием является сдерживание цен особенно в условиях борьбы с инфляцией, которая еще совсем недавно была высокой», – говорит он. Аналитик при этом сомневается, что рост оптовых цен приведет к стремительному росту розничных цен. «Ценообразование здесь мониторит ФАС, поэтому при временном росте оптовых цен увеличения розничных цен может и не последовать», – указывает эксперт.
«В условиях некоторого охлаждения экономики правительство, вероятно, не ожидало, что в этом году сезонный рост спроса на топливо также будет заметен, в связи с чем ограничения на экспорт не вводились превентивно. Однако реальность показала, что сезонный рост спроса никуда не исчез даже в условиях жесткой денежно-кредитной политики», – замечает аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман. Он также не исключает, что нефтяные компании через рост оптовых цен пытаются частично компенсировать снизившуюся маржинальность нефтепереработки. Эксперт полный запрет экспорта бензина до конца сезона повышенного спроса считает целесообразным решением в текущей ситуации, а ускорение роста цен в рознице является дополнительным аргументом для вмешательства правительства.
«Летом традиционно увеличивается число поездок на автомобилях: россияне чаще отправляются в отпуска, на дачи или в путешествия, что повышает потребление топлива. В 2024 году летний бум спровоцировал рост цен, и в 2025 году ожидается аналогичная ситуация. В июне 2025 года биржевые цены на Аи-92 и Аи-95 уже выросли из-за всплеска спроса», – говорит доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Татьяна Скрыль. При этом более 60% стоимости бензина составляют налоги (акцизы, НДС, НДПИ), что делает цены нечувствительными к колебаниям мировых цен на нефть, продолжает эксперт.
«Возможное решение со стороны государства в виде временного запрета экспорта бензина в августе-сентябре вполне вероятно. Подобная мера уже применялась осенью 2023 года и тогда дала эффект – розничные и оптовые цены стабилизировались в течение двух недель. Тем не менее если такая практика станет регулярной, это будет лишь временно сдерживать рост, не устраняя причин нестабильности: ограниченные мощности внутренней переработки, неритмичность поставок и зависимость от конкретных НПЗ», – рассуждают в пресс-службе компании «Автодом». Они также ожидают, что рост биржевых цен начнет постепенно транслироваться в стоимость топлива на АЗС в ближайшие недели. «Конечно, в условиях действующего демпфера и регулируемой наценки резких скачков не предполагается, однако возможна корректировка розничных цен или снижение акций и скидок по топливным картам. Такой подход уже применяется рядом сетей, компенсирующих рост закупочных цен», – замечают в компании. Там также считают, что сезонный спрос, отсутствие устойчивых резервных механизмов и несинхронизированная работа отраслевых игроков уже приводят к регулярным скачкам стоимости топлива. «Для стабилизации необходим долгосрочный механизм балансировки внутреннего рынка, включающий гибкую экспортную политику, развитие логистики и обновление инфраструктуры переработки», – говорят эксперты.
«Розница – это квазирегулируемый сегмент, социально значимый, влияющий в том числе и на уровень инфляции. Там ценам расти никто не даст выше уровня инфляции. Это и создает проблемы, когда цены на опте начинают расти, этот рост невозможно транслировать в цены на заправках и небольшие топливные операторы могут испытывать финансовые проблемы», – говорит портфельный управляющий компании «Альфа-Капитал» Дмитрий Скрябин. «Отставание розницы от биржи составляет около двух-трех недель, что означает дальнейший рост цен на заправках в августе», – считает аналитик «Цифра брокер» Дмитрий Вишневский.