0
263
Газета Non-fiction Печатная версия

23.07.2025 20:30:00

История с каллиграфией

Чем диван отличается от сборника или трактата

Тэги: история, каллиграфия, поэзия


26-15-2480.jpg
Искусство создания манускриптов на Востоке
развилось до совершенства. Образец почерка
мухаккак. Иллюстрация из книги
Ни для кого не секрет, что на протяжении многих и многих веков научные трактаты и поэтические сборники тиражировались исключительно переписываясь от руки. Так на Востоке появилось и развилось до совершенства искусство создания манускриптов, включающее формирование специально предназначенных для этого каллиграфических почерков, правил художественного оформления рукописей и изготовления переплетов. Но наряду с уникальными произведениями в единственном экземпляре требовались и относительно массовые рукописные издания. Они предназначались, к примеру, для научных центров и учебных заведений.

Автор этой книги, специалист по старинным манускриптам, прежде всего созданным в Иране, отмечает, что, несмотря на поточное производство рукописей, каждая из них может по праву считаться уникальной: «Она дает сведения о научном облике различных эпох и о степени распространения науки в них, позволяет восстановить утраченные страницы истории науки и получить данные о периодах и стилях в искусстве, составить представление о структуре языка и литературной жизни определенной эпохи, а также об уровне интереса властей предержащих к книге и художественному оформлению манускриптов».

Для создания книг, предназначавшихся в качестве подношений правителям и вельможам, существовали особые объединения переписчиков. Их продукция, как правило, была изысканно оформлена и богато украшена. Также были центры переписывания книг, которые, как уже упоминалось выше, снабжали научными и образовательными материалами сообщества ученых и учебные заведения. При книжных лавках в крупных городах существовали цеховые объединения переписчиков, которые работали на коммерческой основе по заказам частных лиц или тех же научных сообществ. «Манускрипты, созданные по заказу книготорговцев, отличались минимальным художественным оформлением, чтобы их могли купить представители средних слоев общества. Иногда книготорговцы заказывали переписчикам сразу несколько рукописей, и те, стремясь поскорей получить свою плату, работали наспех – именно так возникали рукописи низкого качества, изобилующие ошибками».

26-15-11250.jpg
Хабиболла Азими.
Основы мусульманской
манускриптологии / Пер. с перс.,
предисловие и комментарии
Бориса Норика.– М.:
Садра, 2024. – 592 с.
Как отмечает автор исследования, существуют многочисленные признаки, позволяющие сделать вывод, в каком именно из установленных центров книжного производства увидел свет тот или иной манускрипт. Профессиональные переписчики обычно указывали на последней странице в так называемом колофоне свое имя, а часто и точную дату завершения работы. Иногда, если рукопись представляла собой, например, труд знаменитого ученого, там же отмечалось, что рукопись после ее завершения была проверена самим автором. В любом случае, если дата завершения рукописи совпадает с годами жизни создателя произведения, она может считаться имеющей высокую степень достоверности. Если текст был переписан после кончины его создателя, но при этом проверен кем-то из его уважаемых учеников или авторитетных ученых, принадлежащих к той же научной школе, или сам переписчик сверил текст с авторской рукописью, это тоже могло быть отмечено в колофоне.

Подробно описана в книге и классификация рукописей по их содержанию. «Диван – это сборник стихов определенного поэта. Например, диван Джалал ад-Дина Руми, включающий в себя его газели, рубаи и строфические формы. Поначалу термин диван использовался для обозначения канцелярских книг, а позднее он распространился и на другие формы. Иногда в переносном смысле диваном называли и коллекции поэтических опусов того или иного автора. Таким образом, постепенно это значение закрепилось среди других значений данной лексемы. В литературоведении же слово «диван» превратилась в термин для обозначения собрания поэтических произведений одного автора».

При этом существует отдельное понятие «сборника» (маджму‘е). Такая рукопись состоит из нескольких произведений, объединенных под одним переплетом. Это могут быть сочинения одного автора или нескольких, относящиеся к одному или разным жанрам и историческим периодам. Более того, даже переписаны они могут быть разными писцами и не одновременно – просто книготорговец решил, что эти рукописи будет удобно переплести вместе, и оформил их в единый кодекс по собственному вкусу. Но бывают и сборники, написанные лично или надиктованные профессиональному писцу самим автором произведений.

Трактат (рисала) представляет собой небольшое отдельное произведение на определенную тему. «Иногда оно включает в себя короткий зачин, в котором автор обозначает свой труд как рисала. Материал в рисала, как и в более пространных трудах, может быть разбит на главы, а может излагаться без какой-либо четкой рубрикации». Но попадаются и такие рукописи, в которых ни вступления, ни концовки нет, а значит, установить имя автора и выяснить, какое название он дал этому сочинению, нет никакой возможности. Точнее, почти никакой – иногда удается сличить безымянный текст с другим, более полным списком, где авторство установлено. А обычно исследователям приходится квалифицировать такую рукопись просто как трактат на определенную тему. Например, трактат об искусстве спора или трактат по астрономии.

При определении подлинности рукописи и времени ее появления следует, по словам автора, учитывать и то, что оригинальный текст, с которого создавался список, мог быть в процессе работы отредактирован в соответствии с традициями того или иного книжного центра.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Власти Испании рассекретят документы периода диктатуры Франко

Власти Испании рассекретят документы периода диктатуры Франко

Надежда Мельникова

Борясь с наследием прошлого, правительство социалистов планирует побороть современных ультраправых

0
991
Израиль предостерегает Россию от помощи Ирану

Израиль предостерегает Россию от помощи Ирану

Игорь Субботин

Представители РФ, Китая и Исламской Республики ищут приемлемые варианты ядерной сделки

0
2854
Такой Таганрог есть только в воспоминаниях

Такой Таганрог есть только в воспоминаниях

Валентина Иванова

О Каменной лестнице, доме XIX века и старых трамваях

0
1226
У вас много в душе богатства

У вас много в душе богатства

Ольга Камарго

Исполнилось 240 лет со дня рождения русской сказочницы Анны Зонтаг

0
3016

Другие новости