Председатель Евросовета Антониу Кошта и глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен на встрече с председателем КНР Си Цзиньпином старались показать, что отношения между ЕС и Китаем отличные. Фото Reuters
В столице КНР в четверг, 24 июня, состоялся саммит Китай–ЕС. Хотя он совпал с юбилеем – 50-й годовщиной установления отношений между сторонами, – переговоры носили сугубо деловой, даже жесткий характер. Председатель КНР Си Цзиньпин указал, что речь нужно вести не столько о торговых пошлинах, сколько о том, как поддержать порядок в мире, сложившийся после Второй мировой войны, как способствовать прекращению конфликтов. Пекин призвал ЕС стать самостоятельной силой на международной арене наряду с Китаем, Россией и США. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, которая накануне встречи обвинила КНР в демпинге и поддержке ВПК России, сказала уклончиво, что взаимоотношения сторон подошли к поворотному моменту.
Агентство Reuters, интерпретируя по-своему эту формулировку фон дер Ляйен, пишет, что она призвала к «перебалансировке» связей. «Чем более глубокими становятся отношения, тем сильнее дисбаланс», – сказала глава Еврокомиссии. Имелось в виду, что у Евросоюза дефицит в торговле с Китаем достиг 360 млрд долл. в прошлом году. «Нужно, чтобы Европа и Китай признали озабоченности друг у друга и пришли к их разрешению», – заключила она.
Однако Си не пожелал сводить диалог к разногласиям по торговле в ходе беседы с Урсулой фон дер Ляйен и председателем Евросовета Антониу Коштой, подчеркнув, что Евросоюз должен сделать «правильный стратегический выбор. И чем сложнее становится обстановка в мире, тем уверенней Китай и ЕС должны идти по дороге, проложенной 50 лет назад, тем больше должны они укреплять коммуникации, повышать уровень взаимного доверия».
Но пока взаимное доверие хромает. В Пекине не забыли, что еще пару недель назад глава Еврокомиссии и другие евробюрократы придерживались риторики в духе «ястребов», утверждая, что китайская промышленность из-за перепроизводства наводняет чужие рынки дешевыми товарами и тем самым выбивает почву из-под ног у европейских производителей. Мало того. Пекин, указывал Брюссель, еще поставляет оборудование, чипы и другие товары двойного назначения российскому военно-промышленному комплексу. То есть Китай косвенным образом участвует в боевых действиях в Украине.
Кошта высказал эту претензию самому Си Цзиньпину. Он сказал: «Китаю следует отговорить Россию от продолжения боевых действий. Россия не должна нарушать Устав ООН».
Такие утверждения никакого понимания у китайской стороны не нашли. Китай занимает беспристрастную позицию по кризису в Украине, призывает стороны урегулировать конфликт путем переговоров. В связи с этим пекинская пресса напомнила о совместной инициативе Китая и Бразилии, в которой четко и последовательно, пункт за пунктом указано, по какому пути нужно следовать обеим сторонам, чтобы договориться о мирном урегулировании.
Как бы то ни было, дипломатический этикет соблюдался, обе стороны на публике делали вид, что не просто уважают друг друга, а радуются долгожданной встрече. Каков же итог?
Заключительное коммюнике наглядно отразило глубину расхождений между двумя сторонами как по геополитическим вопросам, так и по торговле. В документе говорится, что необходимо разрабатывать возобновляемые источники энергии и обеспечить доступ к ним развивающимся странам. Такой же посыл касается зеленых технологий. Как следует из коммюнике, богатым развитым странам следует делиться этими технологиями со странами третьего мира. Ведь они-то сильнее всего страдают и от потепления климата, и от нехватки энергоресурсов.
То есть самые острые проблемы отношений решить не удалось. Потому они и не упоминаются в заключительном документе.
Цуй Хунцзянь, профессор Университета международных исследований в Пекине, так описал итог встречи: «В начале второго срока пребывания Дональда Трампа на посту президента США Китай и ЕС пришли к согласию, что нужно совместно справляться с тарифами Вашингтона. Но ЕС стал искать компромисса с США. Поэтому стимул к сотрудничеству между Китаем и ЕС улетучился».