0
162
Газета Культура Печатная версия

16.12.2025 18:53:00

Героя Островского в "Современнике" наделили чертами "Недоросля"

НедоБальзаминов

Тэги: театр современник, премьера, классика, николай островский, женитьба бальзаминова, сергей газаров, рецензия


театр современник, премьера, классика, николай островский, женитьба бальзаминова, сергей газаров, рецензия Клоунесса-сваха в исполнении Марины Неёловой вызывает неподдельный восторг зала. Фото агентства «Москва»

Когда-то, вскоре после рождения, Студия молодых актеров – будущий «Современник» – искала радость, обратившись к пьесе своего современника, драматурга Виктора Розова. Сегодня, на пороге 70-летия, театр решил поискать счастье в драматургии классической и обратился к наследию Островского. «Женитьбу Бальзаминова», первую премьеру юбилейного сезона, поставил режиссер Сергей Газаров, сотрудничавший с театром еще при жизни Галины Волчек.

Распахнувшийся занавес явил миру летающих под вальс Шарля Гуно невест, стыдливо прячущихся за цветочными лианами. Любительский цирк плавно продолжился столь же любительским балетом. Окончание интермедии ознаменовалось появлением на сцене главного героя, мирно посапывающего в своей кровати, стоящей, правда, на заборе. Или на заборах. Сценограф Евгения Шутина максимально сузила пространство сцены, оставив артистам авансцену и щедро заполнив все остальное заборами всех видов и размеров.

Цирк и балет были, оказывается, сном Мишеньки Бальзаминова, великовозрастного дитяти, мечтающего о браке с богатой невестой. Странно, что невесты не летали с мешками, откуда выпархивают и выпархивают денежные купюры все большего достоинства. Дмитрий Смолев играет Бальзаминова как дурака с манией величия. Ни Дон Кихота, ни Робин Гуда, ни чести, ни стыда, ни совести в этом Бальзаминове не наблюдается. Но любящая мать (Мария Ситко) и нянька-кухарка (Алена Бабенко) так холят и лелеют Мишеньку, так заботливо потакают его прихотям, что возникает недобрая ассоциация с «Недорослем».

Бальзаминов хочет жениться. На любой богатой невесте. Он прогуливается вдоль заборов посимпатичнее и сам, но тут является сваха, Акулина Гавриловна Красавина. Ее играет Марина Неёлова. На сцену «Современника» тихо входит время Императорского театра и ни с чем не сравнимого счастья бенефиса.

Акулина Гавриловна похожа на клоуна. Зачем Мария Боровская, художник по костюмам, так нарядила Неёлову – загадка. Но для полного сходства с мастером дел цирковых актрисе не хватает только красного носа на резиночке. Впрочем, наверное, с ним неудобно пить. А поскольку сваха у Неёловой пьющая – и все стадии алкогольного опьянения сыграны ею очень подробно, – клоунским носом пришлось, видимо, пожертвовать. Неёлова блистательна. Неёлова прекрасна. Неёлова великолепна. В целом и в мельчайших деталях. Как всегда, когда она брошена режиссером на произвол судьбы, она играет микс того, что уже играла. Но здесь она не только вспоминает свою Хани из «Кто боится Вирджинии Вульф», но и очаровательно пародирует старшую коллегу Светлану Немоляеву, переигравшую, кажется, всех свах на свете. Аплодируют ей после каждой реплики.

Вот только спектакль называется «Женитьба Бальзаминова», и роль у Марины Неёловой не главная. Поэтому приходится смотреть на совсем уж неловкие сцены Мишеньки с сестрами Пеженовыми (их играют, кстати, две отличные актрисы – Дарья Белоусова и Виктория Романенко, которые очень искренне произносят свои реплики вроде «о, как же скучно»), нелепую дружбу с Чебаковым (Илья Древнов) и падение через забор к Белотеловой (Наталья Качалова).

В финале маменька баюкает Мишутку в кроватке, а невесты снова начинают летать туда-сюда. И дивная философия кроватного Сартра заглушается музыкой. А ведь такие идеи были у человека чудесные! О справедливости, где каждой богатой – свой бедный. О слугах, тройках, домах и лавках. Об удовольствии ничегонеделания вдвоем. 


Читайте также


Элизабет Олсен выбирает, с кем провести вечность

Элизабет Олсен выбирает, с кем провести вечность

Наталия Григорьева

Романтическая комедия про любовный треугольник в чистилище

0
1261
Игорь Гордин сыграл обыкновенного "Дядю"

Игорь Гордин сыграл обыкновенного "Дядю"

Елизавета Авдошина

В МТЮЗе вышла премьера спектакля почти по всем пьесам Чехова сразу

0
1353
Исследуя феномен популярности Данилы Багрова

Исследуя феномен популярности Данилы Багрова

Вера Цветкова

Почему фильмы Алексея Балабанова стали частью культурного кода  

0
3809
Восхищение "Похищением"

Восхищение "Похищением"

Владимир Дудин

Нижегородский оперный театр представил оперу Моцарта в Санкт-Петербурге

0
2830