Пока у населения сохраняется интерес к открытию вкладов.
Фото РИА Новости
Эксперты из Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) утверждают, что россияне демонстрируют сразу две потребительские модели: они считают ситуацию подходящей и для покупок дорогих товаров, и для сбережений. Укрепившийся рубль сделал привлекательней покупку импорта. А высокие проценты по вкладам позволяют совершать крупные покупки на процентный доход. Эксперты не исключают длительной стагнации розничной торговли на фоне падения потребительских расходов.
Выводы в ВШЭ делают на основе результатов обследований 17,5 тыс. руководителей организаций различных секторов экономики (среди них 3,4 тыс. организаций розничной торговли и около 3 тыс. организаций сферы услуг), а также более 5 тыс. потребителей, представляющих взрослое население.
Согласно их выводам, во втором квартале 2025 года значительное улучшение по сравнению с первым кварталом произошло в потребительском сегменте и сфере услуг. Как заявляют экономисты, улучшение потребительских настроений наблюдается во всех трех возрастных группах (молодежь, средняя группа и старшее поколение). «Улучшение во втором квартале по сравнению с предыдущим кварталом наблюдалось практически по всем основным индикаторам, входящим в потребительское исследование: текущее и ожидаемое материальное состояние участников опроса; текущее и ожидаемое состояние экономики в целом; благоприятность покупок дорогостоящих товаров и благоприятность условий для сбережений», – перечисляют в ВШЭ. Мало того, продолжают экономисты, по результатам потребительского опроса можно с уверенностью утверждать, что в настоящее время население России одновременно функционирует в двух моделях потребительского поведения (потребление и сбережение). Что является довольно редкой потребительской ситуацией.
Улучшение настроений потребителей повлияло и на бизнес. Исходя из обобщенных мнений руководителей организаций сферы услуг, предпринимательские бизнес-настроения по итогам первого полугодия укрепились и тоже выглядят весьма позитивно, замечают в ВШЭ. «Основным драйвером улучшения бизнес-настроений предпринимателей из сферы услуг является рост реальных располагаемых доходов населения, а также реальных заработных плат, наблюдаемый в России в последнее время. Экономическое благополучие сферы услуг, особенно персональных услуг населению, впрочем, как и розничной торговли, в большой степени зависит от платежеспособности конечных потребителей услуг – домашних хозяйств. Именно позитивная динамика платежеспособности населения и соответственно рост потребления товаров и услуг стимулирует экономических агентов к наращиванию деловой активности», – делают вывод в ВШЭ.
Выводы экспертов ВШЭ, впрочем, не в полной мере подтверждаются данными о реальных тратах россиян. К примеру, как следует из данных «СберИндекса», по итогам прошлой недели, в номинальном выражении темп роста потребления ускорились до 9,9% в годовом выражении, однако реальный рост составил 0,5% к прошлому году.
При этом рост номинальных продовольственных расходов вообще замедлился до 7,4% с 9% неделей ранее. Расходы населения на продовольствие продолжают замедляться с начала июля. Годовые темпы роста расходов россиян на общепит выросли с 6,4% до 7,4%, а на услуги – с 9,7% до 10,8%. А вот непродовольственные расходы в июле последовательно ускоряются – на прошлой неделе прирост составил 12% в годовом выражении, неделей ранее на 9,6%.
Совокупно за июнь объем потребительских расходов в годовом выражении вырос на 1,4%, почти достигнув 7 трлн руб., следовало из данных «СберИндекса». Однако аналитики именно в июне впервые в этом году зафиксировали уменьшение частного потребления. Снижение потребительской активности охватило все категории товаров. «Так, расходы на продукты питания в июне 2025 года уменьшились на 0,6% по сравнению с маем, несмотря на годовой прирост в размере 0,5%. Расходы на непродовольственные товары снизились на 0,2% по сравнению с предыдущим месяцем (+1,4% за год). Ресторанный сектор также показал отрицательную динамику: –0,1% относительно мая (+9,6% год к году). Услуги оказались исключением – траты на них увеличились на 0,3% по сравнению с маем (+2,6%)», – сообщали в «СберИндексе».
Аналитики Альфа-банка, в свою очередь, вероятность длительной стагнации розничной торговли оценивали как очень высокую. Согласно их анализу потребительского сектора, замедление активности особенно явно проявляется в трехмесячной перспективе. Расходы в сфере потребления в апреле–июне 2025 года оказались ниже, чем в первом квартале, особенно в сферах продовольствия и непродовольственных товаров. Весной основной рост обеспечивали категории бытовой техники, электроники, стройматериалов и товаров для ремонта. А с начала лета наблюдается стабилизация или даже снижение потребления по этим направлениям товаров.
Россияне с начала этого года на четверть сократили траты на ремонт и обустройство дома, следовало из недавнего исследования «Почты банка», которое приводит РИА Новости. При этом в качестве основной причины экономии называлось перераспределение средств в сберегательные инструменты под высокие ставки. «Население предпочитало копить деньги во вкладах, пока доходность по ним была на пиковых значениях», – сообщали аналитики. Так, россияне на 42% уменьшили расходы на товары и услуги по теплоснабжению, на 11% – на электрику и еще на 5% – на водопроводные системы. В целом средний чек на ремонт и обустройство дома, по данным исследователей, снизился с 5111 руб. до 3970 руб.
Объем средств населения в банках за июнь вырос на 1,5% (или 0,9 трлн руб.), достигнув к 1 июля 60,3 трлн руб., следует из данных Центробанка. В ВТБ подсчитывали, что за первое полугодие 2025 года российские вкладчики заработали 4 трлн руб. процентного дохода – на 50% больше, чем за аналогичный период прошлого года. К концу года они ожидают, что эта цифра достигнет 9 трлн руб. «Даже на фоне начавшегося снижения ставок в первом квартале рынок рублевых сбережений показал прирост на уровне 2%, во втором – уже 5%», – уточняли аналитики, добавляя, что основной прирост рублевого рынка обеспечивают срочные вклады, на долю которых приходится свыше 72%.
В то же время на фоне снижения ставок приток средств населения замедляется. Так, в мае рублевые средства на вкладах выросли на 0,4% после роста на 2,7% в апреле. Часть экспертов ожидает, что на фоне ожидаемого снижения ключевой ставки ЦБ РФ во второй половине текущего года, у россиян будет расти интерес к долгосрочным вкладам.
Собственно, в преддверии заседания ЦБ по ключевой ставке, которое запланировано на пятницу, уже упала доходность депозитов в крупных банках. Так, за первую половину этой недели шесть из топ-20 крупных банков снизили ставки по вкладам, шаг снижения при этом составил от 0,2 процентных пункта (п.п.) до 2 п.п. По данным «Финуслуг», средняя ставка по трехмесячному вкладу на данный момент составляет 17,52% годовых, по полугодовому – 16,64%, по годовому вкладу – 15,81%.
Эксперты «НГ» противоречий между стремлением населения сберегать и совершать крупные покупки не видят. «Инфляция на глазах замедляется. А ряд непродовольственных товаров по статистике даже дешевеет. В том числе из-за заметного укрепления рубля. Что снижает стоимость импорта и за счет конкуренции помогает сдерживать цены на аналогичные товары российского производства. В этом смысле время для крупных покупок действительно крайне неплохое, учитывая, что вероятность ослабления рубля в перспективе заметно выше, а значит, и цены на такие товары в перспективе, вероятно, начнут расти», – рассуждает главный экономист Института экономики роста им. Столыпина Борис Копейкин.
В то же время, продолжает он, и ставки по вкладам, даже несмотря на их снижение с пиков конца прошлого года, остаются крайне высокими по историческим меркам. И заметно превышают инфляцию. «Сберегать сейчас тоже выгодно. А учитывая временной лаг, вкладчики еще довольно долго будут получать повышенный процентный доход, даже если ставки будут и дальше снижаться опережающими темпами. Что не может не сказываться на оценке способности совершать покупки», – говорит экономист.
Копейкин согласен с тем, что темпы роста доходов, вероятно, замедляются. «А у довольно широких категорий потребителей, как заявил недавно глава Сбербанка Герман Греф, они вообще снижаются», – сообщает он.
Эксперт также ожидает замедления роста доходов у населения, что приведет к тому, что у граждан будет оставаться меньше средств на крупные покупки. «Дилемма перед потребителями не такая простая. Перспективы роста доходов уже не так очевидны, как в 2023–2024 годах. Текущие расходы заметно растут. Если деньги уже есть, покупать что-то дорогостоящее сейчас, возможно, действительно дешевле, чем завтра, но это означает что не удастся получить крайне высокий процентный доход. А если денег не хватает и нужен кредит – можно надеяться, что если отложить покупку, то экономия по кредиту в будущем более чем компенсирует возможный рост цен», – говорит Копейкин.
«Население реагирует на краткосрочные позитивные сигналы – рост реальных доходов, стабилизацию курса рубля, – но осторожность сохраняется из-за рисков роста инфляции, геополитики. С одной стороны, люди хотят потреблять, с другой – копить на черный день. Часть населения, которая успела открыть вклады под высокие ставки, сейчас ощущает приток процентного дохода, и это создает иллюзию финансовой устойчивости. Но по факту многие из них по причине инфляции могут столкнуться со снижением реальных доходов. Это и объясняет снижение расходов на непродовольственные товары», – рассуждает начальник аналитического отдела компании «Риком-Траст» Олег Абелев.
Эксперт также не исключает, что в случае если инфляция не замедлится, а ставки будут снижаться, то потребительская модель быстро сменится моделью сберегательной. «Для новых вкладов при текущей ставке (инфляция выше 10%) реальная доходность вкладов уже не столь привлекательная как для тех, кто открывал вклады при высокой ключевой. Если ЦБ будет дальше снижать ставку, номинальные проценты по вкладам будут снижаться, и это будет снижать мотивацию к сбережению. Высокие ставки выгодны для части населения. Но снижение ставок довольно быстро этот эффект нивелирует», – полагает он.
В итоге, продолжает он, снижение ключевой ставки может привести к двум негативным сценариям: ослаблению рубля в долгосрочной перспективе и снижению доходности вкладов.
Профессор Президентской Академии Игорь Качалов напоминает, что импортные товары занимают около 30–35% потребительского рынка. «Колебания курса рубля в первую очередь отражаются на ограниченном наборе товарных групп — автомобилях, смартфонах и других покупках, которые совершаются раз в несколько лет. На повседневном уровне курс рубля оказывает весьма ограниченное влияние на поведение потребителей и их восприятие экономической ситуации», - отмечает он. Кроме того, добавляет партнер Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Лора Накорякова, покупки дорогостоящих товаров часто воспринимаются потребителем как инвестиция.Укрепление рубля двояко действует на цены, считает профессор Финансового университета Александр Сафонов. «С одной стороны, потенциально снижает уровень цен, а с другой, заставляет компании импортеры повышать цены на внутреннем рынке для компенсации «упущенной выгоды» от укрепления рубля. В результате цены на дорогостоящие товары могут стабилизироваться или снижаться, а цены на текущие товары (например, бензин и продукты – расти). В итоге такое положение приводит к сохранению общего уровня затрат на потребление», - сообщает эксперт.
Он также спорит с тем, что текущий период можно воспринимать как благоприятный для покупки дорогостоящих товаров. «Общая инфляция выше 9%. Домохозяйства планируют все расходы и в приоритете те, которые обеспечивают текущее потребление (питание, коммунальные услуги, бензин, одежду). Благоприятный период может наступить только тогда, когда одинаковыми станут тенденции снижения цен во всех значимых для домохозяйств элементах потребления», - подчеркивает экономист.