0
218
Газета Печатная версия

17.09.2025 20:30:05

Поэт против суперменов

60 лет тому назад вышел первый роман Юлиана Семенова о Штирлице

Тэги: проза, кино, штирлиц, юлиан семенов


проза, кино, штирлиц, юлиан семенов Создатель сверхсупермена Штирлица – писатель Юлиан Семенов. Фото РИА Новости

Литературный персонаж Штирлиц «родился» ровно 60 лет назад, в 1965 году, когда в журнале «Молодая гвардия» был опубликован роман Юлиана Семенова (1931–1993) «Пароль не нужен». Всего же под разными именами, в качестве главного или второстепенного персонажа Штирлиц появляется у него в одном рассказе и 13 (!) романах.

Самый лучший из них, пожалуй, «Семнадцать мгновений весны». Чего стоит лишь начало – тонкая лирика, предшествующая долгому историко-публицистическому сюжету: «Сначала Штирлиц не поверил себе: в саду пел соловей». Когда же в 1973 году на экраны вышел одноименный телесериал Татьяны Лиозновой, Макс Отто фон Штирлиц стал официально-неофициальным, то есть по-настоящему народным героем.

«Редкий союз эмоциональной непосредственности и медлительной аналитичности» – это можно отнести и к романам Семенова вообще, и к Штирлицу как самому популярному персонажу этого писателя. Персонаж стал культурным потому, что, с одной стороны, представляет собой классический портрет супермена. Но, во-вторых, что важнее, заметно превосходит привычный образ своего западного аналога – несокрушимого красавчика, созданного флемингами и Голливудом с расчетом на типового потребителя.

Как всякий супермен, Штирлиц обладает сверхспособностями. Его проницательность, например, граничит с волшебной. «Порой ему было страшно: по прошествии получаса знакомства он все знал о человеке, которого только что увидел». Поэтому Штирлиц восхищает всех, включая его антиподов. «А профессионал он первоклассный, – отметил Мюллер. – Он понимает все не через слово, а через жест и настрой. Молодец. Если он работает против нас, я не берусь определить ущерб, нанесенный им рейху».

Как всякий супермен, Штирлиц сражается с многоликим суперзлодеем. В данном случае это фашизм. Ребята, если вы думаете, что разгромили фашизм в мае 1945-го, то сильно заблуждаетесь – один из самых очевидных посылов Юлиана Семенова в романах о Штирлице. Тем более что рецепт возрождения фашизма по Семенову, к сожалению, уже доказал свою эффективность. «Вы должны звать к демократии, а не к диктатуре, ибо, лишь расшатав демократию еще более разнузданной демократией, мы сможем подвести обывателя к требованию: «Дайте нам железного канцлера...»

Не только стать у врагов своим, а занять при этом исключительное положение Штирлицу помогают опять же его способности. Здесь не только «знание английского, французского и японского языков, личная картотека на ведущих разведчиков, дипломатов и военных... Когда другие отдыхали, он работал в архивах и библиотеках, составлял досье, раскладывал по аккуратным папочкам вырезки, и это спасало его от практики каждодневной работы СД».

34-9-2480.jpg
Когда в 1973 году на экраны вышел
телесериал Татьяны Лиозновой,
Макс Отто фон Штирлиц стал по-настоящему
народным героем. Кадр из фильма
«Семнадцать мгновений весны». 1973
Причины гораздо глубже. Например, использование человеческой психологии. Став одним из мозговых центров для «своего» руководства, Штирлиц «позволял себе иногда высказывать мнения, шедшие не то чтобы вразрез с официальными, но тем не менее в некоторой мере оппозиционные. Это не давало ему роста в карьере, но зато ему верили все: от Кальтенбруннера и Шелленберга до парталяйтера в его отделе СД-6».

Наконец, главное. Штирлиц – сугубо творческий человек. В «Испанском варианте» читатель узнает, что Штирлиц «писал маслом и гуашью. Когда он стоял у мольберта, наступало расслабление, и он ощущал цвет, форму и солнце...». И не только Шелленберг в романах Семенова совершенно справедливо подозревает, что Штирлиц пишет стихи.

Таким образом, искусство манипуляции, которым мастерски владеет Штирлиц, – это сочетание огромных систематизированных знаний (база данных) с художественным чутьем (быстродействие). Поэтому он даже разговаривает, по выражению его «начальника» Шелленберга, «как должен писать помощник лидера – с тремя смыслами, упрятанными в два слова».

При этом интриган экстра-класса Штирлиц неотделим от профессии. «Я ни с кем, никогда, ни при каких обстоятельствах не играю, ибо игра стала моей жизнью». Он искренне любит – и свою Родину, и страну, в (а не против) которой работает. Незаметно для себя становится своим в Германии. Штирлиц настолько русский, что вненационален. Не люби он Германию, довольно быстро бы провалился. В этом случае его «ждали бы пытки перед четвертованием – о расстреле он мог мечтать как об избавлении, благе, милости...». Такого нельзя не бояться. И снится ему «один и тот же сон: Шелленберг говорил кому-то, кто стоял к нему спиной: «Я хочу узнать все связи Штирлица, а уж потом будем его брать. Пусть ему кажется, что я ничего не подозреваю, пусть считает, что водит меня за нос. Он же русский, он не может понять нашу логику». Но в том-то и дело, что он русский и поэтому может всё.

Всеволод Владимирович Владимиров (настоящее или, точнее, первое имя нашего героя), Максим Максимович Исаев, инженер Бользен, доктор Брунн, Юстас, № 974 и т.д. – имени у Штирлица в привычном смысле нет. Национальности в привычном смысле тоже. Интересно, что и в советском, и в российском общественном сознании Штирлиц остался именно Штирлицем. Не Исаевым (хотя это имя в известном сериале звучит) и, конечно, не Владимировым. Штирлиц стал тем, кого он «играл».

Романы Семенова здесь противопоставлены шпионской псевдоромантике. «Ночные кабаки, танцовщицы... алюминиевые аэропланы и трансатлантические перелеты для переговоров за коктейлем... конспиративные явки в таинственных коттеджах с двойными стенами... Боже ты мой, как же все это смешно, если б не было глупо и – в этой своей глупости – безжалостно по отношению к людям этой профессии».

Профессия Штирлица: лгать. С благими целями, конечно. И финал его (не киношного, а литературного) трагичен. Экстра-профи, убитый своей профессией, он в известном смысле погибает. Его жена Саша (кто не помнит знаменитую сцену в кафе) и сын Саша (он же Коля в «Майоре Вихре») гибнут буквально, причем дома, от своих. Сам Штирлиц едва спасается (от них же) благодаря все тем же, наработанным у врагов, сверхспособностям. «Меня послали на смерть – к нацистам... И я уже умер, работая в их аппарате... Но там я научился так страховаться, как вам и не снилось...»

Заключительный (по сюжету) роман о Штирлице – «Бомба для председателя» – завершается показательными словами главного героя: «Вы, хочу надеяться, дадите показания в мою пользу. Нет?» Уже дали, кто бы сомневался.

Наполовину русский, наполовину украинец стопроцентный немец Штирлиц стал частью отечественной культуры благодаря созданному Юлианом Семеновым и Татьяной Лиозновой образу русского сверхсупермена. Который интересен не уровнем технического оснащения, искусством соблазнять женщин и махать руками. Он – обладатель высшей правоты. Поэтому в большинстве случаев действует убеждением. Мастер интеллектуального карате, живой компьютер и тонкий художник, он вызывает горячее сочувствие читателя не потому, что работает на ту же страну, где этот читатель живет. А потому, что сумел убедить его: мы оба на стороне Добра. У Семенова это звучит несколько жестче: «А как же, по-вашему, следует вербовать?..» – «Умом, – ответил Штирлиц. – Умом, идеей и волей».

От слишком высокого, с точки зрения обывателя, пафоса, который несет образ сверхсупермена, народное сознание (и подсознание) быстро избавилось с помощью многочисленных анекдотов, героем которых стал Штирлиц. Но еще раньше он этим же сознанием был замечен, отмечен и остался в нем, кажется, навсегда.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Том Хэнкс молодеет и стареет на глазах

Том Хэнкс молодеет и стареет на глазах

Наталия Григорьева

В новом фильме Роберта Земекиса действие происходит в разные эпохи, но в одном и том же месте

0
1223
Сын Филипа Сеймура Хоффмана отправляется в «Долгую прогулку»

Сын Филипа Сеймура Хоффмана отправляется в «Долгую прогулку»

Наталия Григорьева

В российских кинотеатрах покажут фильм по роману Стивена Кинга

0
2119
«Лихие-2»: тени прошлого и кровавые разборки настоящего

«Лихие-2»: тени прошлого и кровавые разборки настоящего

Вера Цветкова

Что стало с героями первой главы криминальной саги

0
2471
«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

«Илиада» и «Одиссея» трущобной кошки

Андрей Юрков

К 165-летию со дня рождения писателя-анималиста и одного из основателей пионерии Эрнеста Сетон-Томпсона

0
3218

Другие новости