0
334
Газета Печатная версия

20.05.2025 16:56:00

Лев XIV уже не похож на Франциска

Как выбирали нового папу – и кого он выберет себе в помощники

Тэги: ватикан, святой престол, католики, конклав, папа франциск, папа лев XIV, кардиналы, сша, дональд трамп, политика, государство


ватикан, святой престол, католики, конклав, папа франциск, папа лев XIV, кардиналы, сша, дональд трамп, политика, государство Во время интронизации нового папы филиппинский кардинал Луис Антонио Тагле надевал Льву XIV на палец кольцо рыбака. Фото Reuters

Иезуит Томас Риз, автор сайта National Catholic Reporter, как-то пошутил: многие католики хотели бы, чтобы папа Римский был Иисусом с гарвардским дипломом. Он имел в виду, что понтифику нужно быть не только духовным лидером и моральным камертоном, но еще и экспертом в области управления и финансов. Похож ли на такого человека 69-летний американец Роберт Фрэнсис Превост? Все пытаются это понять.

Превост не был в первой группе фаворитов конклава. Как случилось, что он набрал две трети голосов 133 кардиналов? Достоверно на этот счет ничего не известно, хотя исключать, что спустя месяцы после избрания Льва XIV появятся надежные сливы информации, а значит, и развернутые, обстоятельные публикации в СМИ, нельзя. Нового папу выбрали в четвертом голосовании, то есть быстрее, чем Франциска в 2013 году. Французский кардинал Жан-Поль Веско сказал потом журналистам о «воодушевляющем единодушии» среди выборщиков. По его словам, «конклав часто представляют как политический процесс, но там не было никакой политики».

Насчет того, как сформировалось это единодушие, у журналистов и ватиканистов есть несколько теорий. Одна из них сводится к мудрой уступчивости госсекретаря Ватикана Пьетро Паролина. Известный историк и автор Corriere della Sera Альберто Меллони написал, что, по его сведениям, в первом туре голосования и Паролин, и Превост получили более или около 40 голосов. Вырисовывались два возможных сценария конклава. Первый – это долгое перетягивание каната, после чего кардиналам придется выбрать кого-то третьего, чтобы не сидеть в Сикстинской капелле слишком долго и не вынуждать верующих думать, что в церкви нет единства. Второй сценарий предполагал, что кто-то из двух лидеров передает свои голоса «сопернику». Согласно версии Меллони, на это пошел Паролин. Опытный дипломат предпочел остаться госсекретарем. В том, что Паролин появился возле Льва XIV на балконе собора Святого Петра, опытные чтецы ватиканских знаков увидели прямое указание на такое соглашение.

Элизабетта Пике из аргентинской La Nacion, информированная журналистка, лично знавшая папу Франциска еще до его избрания, изначально очень скептически относилась к кандидатуре Паролина, считала его выдвиженцем старой куриальной гвардии, которая хотела повернуть вспять реформы покойного понтифика. Эти убеждения (или предубеждения) могли повлиять на ее «теорию конклава». Как бы то ни было, Пике считает, что никаких благородных жестов со стороны Паролина не было. Он просто не смог добиться поддержки большинства итальянских кардиналов, мало кого впечатлил на предконклавных общих заседаниях и уже после первого голосования заметно уступал Превосту. После этого вопрос избрания Льва XIV был чисто техническим. Или, правильнее сказать, кардиналам потребовалось еще немного времени, чтобы убедиться, верно ли они чувствуют веяние Святого Духа.

Меллони и Пике сходятся в том, что выбор Превоста не стал для кардиналов следствием внезапного озарения. Он с 2023 года занимал в Ватикане важный пост – возглавлял Дикастерию по делам епископов. По некоторым оценкам, именно он и помог Франциску навести в этом хозяйстве порядок. Превост – бывший генеральный настоятель Ордена августинцев, опытный миссионер, которого прекрасно знают в Южной Америке (он руководил епархией в перуанской провинции Чиклайо). К тому же он доктор канонического права, и кардиналы искали человека с такими знаниями, чтобы стабилизировать систему управления церковью. Франциск управлял церковным кораблем смело. Но системным документам предпочитал личные распоряжения, motu proprio. Их он в первые пять лет понтификата выпустил столько же, сколько Иоанн Павел II за все 27 лет.

Роберт Превост многим понравился и в личном общении. О нем говорят, что он «умеет слушать». При этом он поддерживал курс, заданный Франциском, и в ориентации церкви на бедных и обездоленных, и в том, что касается синодальности, то есть допуска рядовых священников, монахов и мирян к обсуждению ключевых вопросов. Другими словами, у американского кардинала было подходящее портфолио. Информационно-аналитический сайт The Pillar к тому же сообщал, что перед конклавом за кандидатуру Превоста агитировал гондурасский кардинал Оскар Родригес Марадьяга.

В 2013 году он помог выбрать аргентинца Бергольо. Вероятно, повторил этот трюк и сейчас. В политике таких людей принято называть серыми кардиналами. Но вряд ли кто-то назовет Марадьягу серым.

Еще одна «теория конклава», обыгранная в нескольких изданиях, предполагает, что портфолио Превоста действительно многих привлекло, но его отложили «про запас». В первый день конклава дыма ждали очень долго (пошел, разумеется, черный). Говорили, что престарелый Раньеро Канталамесса затянул свою проповедь, предусмотренную церковными установлениями, на час. По другой информации, после того как двери закрылись, кардиналы из Африки, Азии и Океании захотели поделиться с почтенным собранием своими мыслями. Это был блок, поддержавший кандидатуру от «третьего мира» – филиппинца Луиса Антонио Тагле, вице-префекта Дикастерии по делам евангелизации, одного из папабилей, о которых писала пресса. Тогда консерваторы объединились вокруг венгра Петера Эрдё. И оставался Паролин, который набирал больше всех голосов. Согласно этой версии, на второй день голосования Паролину просто нужно было выбрать союзника – Тагле или Эрдё, а затем, после избрания папой, назначить этого кардинала на пост госсекретаря, то есть вместо себя.

Однако тут, вероятно, вступили в игру конклавные «политтехнологи». Среди них итальянская пресса называет архиепископа Нью-Йорка Тимоти Долана. Он якобы немного помог Святому Духу и напомнил братьям-кардиналам о Превосте. Союз Долана и Превоста кажется удивительным. Избранный папа Лев XIV – критик инициатив президента США Дональда Трампа и его соратников, особенно в отношении мигрантов. А Долана считают любимцем Трампа, хотя нью-йоркский кардинал старается держать дистанцию и не ангажироваться в политику напрямую. Как бы то ни было, сейчас говорят, что Долан поможет новому понтифику исправить катастрофическую ситуацию с ватиканскими финансами. Святому престолу последние годы не хватало пожертвований из США. Чем-то это напоминает союз папы Франциска и австралийского кардинала-консерватора Джорджа Пелла, которого аргентинский понтифик призвал руководить финансовым блоком Ватикана. Впоследствии Пелл критиковал либеральную политику папы.

Что касается кардинала Тагле, то он, по разным сведениям, действительно уверенно выступил на конклаве, набрал немало голосов. Во время интронизации нового папы 18 мая он надевал Льву XIV на палец кольцо рыбака (это одна из папских регалий). Ватиканисты считают, что филиппинского кардинала ждет карьерный рост – после того как Франциск немного принизил его. Вероятно, Тагле станет префектом Дикастерии по делам евангелизации. Он возглавлял эту структуру до реформы 2022 года. Тогда Франциск формально возглавил Дикастерию сам, назначив двух замов (Тагле – один из них). Другой вариант для филиппинского кардинала – переход на вакантный пост префекта Дикастерии по делам епископов. Сейчас это место свободно по естественной причине: шефа выбрали папой.

Впрочем, главным по делам епископов может стать и нынешний секретарь Дикастерии – бразилец Илсон де Жезус Монтанари. Именно его, а не Превоста папа Франциск хотел назначить на эту должность в 2023 году. Монтанари отказался. Лев XIV хорошо знает его и может уговорить, если не предпочтет вариант с Тагле. В таком случае Монтанари должен стать кардиналом на первой консистории, которую проведет новый понтифик.

Консистории Льва XIV – одна из явных интриг. Папа Франциск не раз демонстрировал, что высокий пост в Курии или большая архиепископская кафедра – не повод автоматически давать красную шапку. Но Лев XIV может вернуться к старой практике. Так же как он решил не жить в гостинице Святой Марфы наподобие Франциска, а перебраться во Дворец Святого Петра. Служба безопасности Ватикана вздохнула с облегчением. Там ей работать легче.

Кого еще может повысить новый папа? Например, своего собрата-августинца Луиса Марина де Сан Мартина, 63-летнего помощника генерального секретаря Синода епископов. Пресса называет его будущую должность – sostituto, то есть помощник госсекретаря Ватикана. Это значимый пост. Занимающие его иерархи быстро обрастают связями и влиянием, хороший пример – аргентинский кардинал Леонардо Сандри, известный куриал. Однако потенциальное назначение Марина де Сан Мартина, кажется, нарушает стройную теорию альянса между Превостом и Паролином. Sostituto – пост, который обычно занимают карьерные дипломаты. И сам госсекретарь Паролин – карьерный дипломат. Политическое, по сути, назначение в его структуру может создать ненужный хаос. Важно отметить, что при папе Франциске в работе самого госсекретариата порядка стало больше, чем при Бенедикте XVI, который поставил во главу ватиканской дипломатии своего старого друга Тарчизио Бертоне, человека без нужного опыта.

В «ближний круг» Роберта Превоста также входят генеральный настоятель Ордена августинцев Алехандро Мораль Антон, префект Дикастерии по благотворительности кардинал Конрад Краевский, секретарь Дикастерии по делам святых Фабио Фабене. Последний в обозримом будущем может получить более значимый куриальный пост: главам некоторых Дикастерий уже исполнилось 75 лет, новый понтифик может этим воспользоваться. Впрочем, никто не ждет резких движений от Льва XIV в ближайшие месяцы. Среди близких ему по духу кардиналов называют американца Джозефа Тобина (он зовет нового папу попросту Боб), итальянца Аугусто Лоюдиче, британца Винсента Николза. Лев XIV вернется к старой практике, согласно которой у папы был постоянный личный секретарь. Им стал 36-летний перуанский священник Эдгард Иван Римайкуна. Франциск за время своего понтификата сменил семь личных секретарей, опасаясь, по всей видимости, что кто-то из них обретет ненужные амбиции и захочет управлять самим папой.

Есть основания думать, что кандидатуру Превоста во время конклава поддерживали два кардинала, ответственные за идеологию «синодальности». Это генеральный секретарь Синода епископов Марио Грек (он сам считался папабилем) и главный докладчик Синода по синодальности Жан-Клод Холлерих. Они скорее всего сохранят свои должности, если папа не решит их повысить (впрочем, для консерваторов повышение суперлиберального Холлериха станет вызовом, на это понтифик вряд ли пойдет). Другое дело, что от канониста Превоста ждут прояснения формального статуса Синода. При Франциске он, по сути, превратился в самодостаточную Дикастерию, никак не вписанную в ватиканскую или общецерковную систему управления. Покойный понтифик любил создавать новые структуры. Одна из них – совет из семи кардиналов, так называемый C-7 – вовсе кажется избыточной для Льва XIV. Этот совет по большому счету выполнил свою изначальную роль, подготовив реформу Курии в 2022 году.

Папа Лев XIV уже принял кадровое решение, которое может взволновать либерально настроенных католиков. Он назначил кардинала Бальдассаре Рейну верховным канцлером Папского богословского института наук о браке и семье. Рейна сменил 80-летнего архиепископа Винченцо Палью, известного своими относительно либеральными высказываниями, в том числе и по теме абортов. Палья пока остается главой Папской академии жизни, но и здесь вероятны подвижки.

Примечательно, что экс-канцлер – близкий друг еще одного папабиля, архиепископа Болоньи Маттео Дзуппи. Как он выступил на конклаве – загадка. Вполне вероятно, что провалился, ведь ни в одной из «теорий конклава» его имя не фигурирует. На вопрос журналиста, могли ли выбрать папой его, Дзуппи отшутился: «Наверное, раньше «Болонья» выиграет чемпионат Италии. Впрочем, давайте начнем с Кубка».

«Болонья» выиграла финал Кубка Италии у «Милана» 14 мая. Дзуппи не повезло на конклаве, зато повезло в футболе. Лев XIV, как известно от его собратьев-августинцев, болеет за «Рому». Не исключено, что «Рома» в грядущий уик-энд пробьется в Лигу чемпионов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Израиль стремится вернуть благосклонность Белого дома

Израиль стремится вернуть благосклонность Белого дома

Игорь Субботин

Нетаньяху бьет тревогу из-за ближневосточного турне Трампа

0
1054
В Грузии предложили запретить аборты

В Грузии предложили запретить аборты

Игорь Селезнёв

Церковь дала "Грузинской мечте" указание

0
1223
Президент ставит на Совбезе РФ вопросы об интернете...

Президент ставит на Совбезе РФ вопросы об интернете...

Иван Родин

Госдума обеспечивает выборы законами согласно сценарию

0
1389
Агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг США...

Агентство Moody’s снизило кредитный рейтинг США...

Михаил Сергеев

В России чиновники спорят о неудачах самолета "Байкал"

0
1105

Другие новости