Фото Reuters
Международное рейтинговое агентство Moody’s в пятницу лишило США высшего кредитного рейтинга, что отражает опасения относительно растущего долга и бюджетного дефицита. Moody’s понизило кредитный рейтинг США, присоединившись к Fitch Ratings и S&P Global Ratings, оценив крупнейшую экономику мира ниже высшей позиции.
Одновременно с этой новостью пришло сообщение о том, что Китай переместился со второго на третье место среди стран – держателей американских облигаций, пропустив вперед себя Великобританию и традиционного лидера – Японию. Китай был крупнейшим держателем казначейских облигаций до 2019 года, когда его обогнала Япония. При этом нынешние изменения в списке покупателей американского госдолга произошли по итогам марта 2025 года – то есть до начала тарифной войны США со своими торговыми партнерами. Теперь, по последним данным, Китай держит долговые бумаги США на 765,4 млрд долл. У Японии вложения 1,1 трлн долл. А у Великобритании – 779 млрд долл.
В России на прошлой неделе появились сразу три разные оценки экономических итогов первого квартала 2025 года. Росстат оценил годовой рост экономики по данным за первый квартал 2025 года в 1,4%. Эти данные Росстата оказались хуже оценки Минэкономразвития (1,7%), оценки ЦБ (2%) и ожиданий аналитиков (консенсус-прогноз Интерфакса от начала апреля предполагал рост на 2,2%).
По данным Института народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, годовые темпы прироста ВВП уже снизились ниже 1%: +0,8% год к году в марте после +0,9% в феврале 2025 года. За 10 месяцев (с мая 2024-го по март 2025 года) российская экономика выросла всего на +0,1%, подсчитали в ИНП РАН.
Ранее многие авторитетные специалисты сообщили, что в гражданских отраслях РФ уже началась рецессия (см. «НГ» от 27.04.25). Иллюстрацией этой тенденции стало сообщение в пятницу об остановке производства на заводе «Ростсельмаш», который месяц назад уже перешел на сокращенную рабочую неделю. И это далеко не первое промышленное предприятие РФ, которое сокращает производство. Ранее завод «Автодизель» и Ярославский завод дизельной аппаратуры перешли на сокращенную четырехдневную рабочую неделю. В июне «Ростсельмаш» отправляет весь свой коллектив отпуск.
Примечательным событием прошлой недели стал явный конфликт государственных спонсоров разработки самолета «Байкал» (на замену Ан-2) и представителей потенциальных потребителей, которые не слишком довольны таким государственным подарком. Производство легкого самолета «Байкал» приостановлено из-за увеличения требований к длине взлетно-посадочных полосы (ВПП) и общего удорожания проекта, сообщил в среду вице-премьер РФ – полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев. «Нам сказали – а давайте это будет стоить в два раза дороже. Но это просто недопустимо. Я не могу понять, как люди могли не просчитать подъемную силу крыла. Подъемная сила крыла определяет длину взлетной полосы. У нас начиналось все с 600 м, а потом оказалось, что необходимо 1200 м», – объяснил Трутнев (минимальная ВПП для самолета Ан-2 – 600 м). При этом Минпромторг, который и курировал этот сомнительный проект, сразу же объявил, что работы будут продолжены. Видимо, без оглядки на интересы потенциальных эксплуатантов.
Для правительства неделя началась с утверждения новой Стратегии развития отечественной судостроительной промышленности до 2050 года. Предыдущая стратегия включала планы только до 2035 года. В ближайшие шесть лет на поддержку производителей и заказчиков судов и комплектующих будет направлено свыше 500 млрд руб., сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. В обновленной стратегии обозначены конкретные ориентиры по наращиванию производственных мощностей, строительству новых верфей, увеличению загрузки предприятий.
Как показала прошедшая неделя, опасения российского Минфина по поводу «разворачивания торговых войн» и «снижения экспортных возможностей стран» оказались во многом напрасными. После начала тарифного конфликта с США Китай не сократил, а значительно увеличил свой экспорт. К тому же готовность Вашингтона к подписанию новых тарифных сделок позитивно сказалась на экономической активности по всему миру. Благодаря этому мировые цены на нефть поднялись в понедельник почти на 12% от майских минимумов. После относительного восстановления нефтяных рынков главным риском для российской экономики становится перспектива серии отраслевых спадов на фоне усилий ЦБ по охлаждению отечественной экономики.
В прошлый вторник Госдума РФ приняла резонансный закон об установлении требований к уровню локализации автомобилей, используемых в качестве легковых такси. Согласно принятым поправкам, для включения автомобиля в реестр такси необходимо будет соблюсти одно из двух требований. Первое: количество баллов локализации производства автомобиля соответствует количеству баллов, установленному правительством для госзакупок. Второе: автомобиль произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025 года. Новые требования к машинам такси не будут применяться к автомобилям, внесенным в региональные реестры до 1 марта 2026 года, а также к машинам в реестрах Калининградской области и регионах Сибирского федерального округа – до 1 марта 2028 года, а в субъектах ДФО – до 1 марта 2030 года. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения автомобиля в реестр такси станет количество набранных баллов локализации.