0
1830
Газета Non-fiction Интернет-версия

11.09.2008 00:00:00

Хармс с человеческим лицом

Тэги: хармс, биография, жизнь


хармс, биография, жизнь

Александр Кобринский. Даниил Хармс. – М.: Молодая гвардия, 2008. – 502 с. («Жизнь замечательных людей»)

«Жизнь это море, судьба это ветер, а человек это корабль. И как хороший рулевой может использовать противный ветер и даже идти против ветра, не меняя курса, так и умный человек может использовать удары судьбы и с каждым ударом приближаться к своей цели». Эти слова принадлежат поэту, погибшему от голода в тюремной психиатрической больнице блокадного Ленинграда. А записаны они в августе 1937 года, когда автор, лишенный возможности зарабатывать и без того недостаточные деньги писательским трудом, каждую минуту ожидающий ареста – по обвинению во вредительстве в детской литературе или по доносу уже «взятого» знакомого, голодал вместе с женой в доме № 6 по Надеждинской (ныне Маяковского) улице. «Прохожий!/ Это улица Жуковского? <...> Она – Маяковского тысячи лет:/ Он здесь застрелился┘» Нет, не всё угадали, Владим Владимыч! Улица так Жуковского и осталась, а переименовали соседнюю с ней Надеждинскую, лишив город чего-то большего, чем название одной из не самых респектабельных местностей. Однако всякий, кому в последние пару лет случалось фланировать по ней, видел надпись на мемориальной доске, присобаченной к желтому фасаду: «Из дома вышел человек┘»


Ювачев любил примерять маски и принимать позы.
Хармс и Татьяна Глебова позируют для домашнего фильма "Неравный брак". Фото П.Моккиевского. Начало 1930-х. Иллюстрация из книги.

Даниил Иванович Хармс в последний раз вышел из этого дома двадцать третьего августа сорок первого года. Приблизился ли он с тех пор к своей цели? И если да, то где эта цель? Можно принять вполне обывательскую систему координат. В таком случае, поэт потерпел фиаско. Но, полагаю, более прав предтеча Александра Кобринского, швейцарский литературовед Жан-Филипп Жаккар, в своем фундаментальном труде «Даниил Хармс и конец русского авангарда» писавший: «┘следует рассматривать творчество Хармса не как неудавшуюся попытку выразить невыразимое <┘>, но как успешную попытку выразить ограниченность и невозможность такого предприятия».

И все же биографически Хармс «с той поры исчез», и это было бы грустно, когда бы в восьмидесятых годах вдруг не стало так «смешно». Я имею в виду разразившийся тогда карнавал уродливых масок, которые некоторые «гладкоповерхностные» исследователи Хармса пытались напялить на него. Пожалуй, первая серьезная волна хихиканья и бульканья прошла после, откровенно говоря, недальновидной левитинской постановки «Хармс! Чармс! Шардам!» в московском театре «Эрмитаж» и последовавшей затем публикации хармсовского изборника «Полет в небеса», в предисловии к которому поэт был почти издевательски назван «чудодеем». Если до того Хармса некоторые желали видеть в списках отряда советских детских писателей, то после, в восьмидесятые и девяностые годы, предпринимались попытки тем или иным «макаром» пристроить его в ряд писателей-юмористов, между кривляющимися измайловыми и жванецкими. И хотя сделать ни то ни другое в итоге не удалось, у многих недальновидно обученных грамоте прощелыг до сих пор при одном только имени Хармса начинает играть на губах улыбка юродивого.

Не только им, но и вполне полноценным читателям, несомненно, будет в разной степени полезна книга Александра Кобринского, вышедшая в известной биографической серии «ЖЗЛ». Издание это, по сравнению с тем, что уже довольно широко известно о Хармсе, содержит не так уж много нового. Обозначу запомнившееся. Например, те, кто привык начинать знакомство с корпусом поэтических текстов Хармса с полудетского стишка «В июле как-то в лето наше┘», узнают из книги, что оригинал произведения был напечатан в «Чтеце-декламаторе», откуда его и переписал юноша-поэт, так что хармсовскими здесь оказываются лишь полуграмотные орфография и пунктуация. Такие ошибки в хармсоведении случались и раньше, в частности, когда в название подготовленного Михаилом Мейлахом издания записных книжек Хармса «Горло бредит бритвой» предательски вкралась строка Маяковского. Отдельное и личное спасибо Кобринскому за подробнейшее, едва ли не по минутам, освящение знаменитого обэриутского вечера «Три левых часа» – так, что в отдельные моменты создается эффект присутствия.

Обильно и ретроспективно процитированы письма к поэту и ценные воспоминания о нем. Особенно интересна глава о курской ссылке. В этой связи читателям любопытно будет узнать и о весьма неблаговидной роли, которую, по информации биографа, сыграл наш прославленный столетний юбиляр, душка Ираклий Андроников, в истории с первым арестом группы ленинградских детских писателей в декабре 1931 года.

По сути дела, перед нами – исчерпывающее на сегодняшний день исследование признанного и уважаемого ученого-биографа. Грешит оно тем же, чем и другие книги серии, заказанные и выпущенные «Молодой гвардией» в последние несколько лет мемуарного бума, – видимой поспешностью, с которой сей благородный труд воплощался на бумаге. При чтении книги порой возникает впечатление, что Кобринский взялся за перо, смутно представляя себе общий план работы. А может быть, решил впоследствии увеличить объем рукописи? Кто знает. Как бы то ни было, повторы и возвраты не вызывают читательского удовольствия. Нельзя, однако, не признать, что главная цель книги – показать объемное, «человеческое» лицо Хармса на живом фоне его эпохи – несомненно, достигнута. Более того, как и всякая удачная книга серии, биография, написанная Александром Кобринским, оставляет читателя наедине с вопросом: какова была цель жизни замечательного человека? Рискну подсказать вариант ответа, представляющегося мне чрезвычайно важным для понимания личности и творчества Даниила Хармса.

У американского поэта Карла Сэндберга есть стихотворение, лирический герой которого предлагает некоей Дженни выбрать звезду – белую или голубую – и полететь к ней вдвоем. В вольном переводе на русский, звучащем, кстати, в одном из фильмов сериала «Знатоки», проблема выбора состоит в следующем: до первой звезды нужно лететь всего десять лет, а до второй – целых сто, что превышает предел нормальной человеческой жизни. «Так к какой же звезде мы поедем с тобой – к белой или голубой?» Уверен, и книга Кобринского в том еще раз убеждает, что для Даниила Хармса, стремившегося «использовать удары судьбы и с каждым ударом приближаться к своей цели», выбор, с поправкой на своеобразие его личности и обстоятельства биографии, был бы очевиден.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ технологически отстает от собственного электората

КПРФ технологически отстает от собственного электората

Дарья Гармоненко

Коммунисты отказываются признавать электронное голосование новой реальностью

0
984
Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Суды нарушают процессуальные права граждан системно

Екатерина Трифонова

Защита гарантирована Конституцией, но ограничивается возможностями госаппарата

0
1156
Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

Площадь лесного пожара в Крыму увеличилась до 23 га - МЧС

0
673
Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

Голикова сообщила о мерах правительства по поддержке участников СВО и их семей

0
531

Другие новости