Леонид Воронин. Ищу человека. – М.: Волшебный фонарь, 2009. – 216 с.
Подобно тому, что каждый оттенок имеет свою длину световой волны, так и разные способы узнавания имеют свою социальную, культурную и духовную ипостась. Еще в античную эпоху философ Диоген из Синопа бросил вызов обществу: с зажженным фонарем он бродил среди белого дня в толпе людей со словами «Ищу человека». Так проявлялась потребность в духовном узнавании, к которому и взывал древний философ.
Осмысляя поиски духовного сближения людей, Леонид Воронин опирается на философские труды Николая Бердяева, на мнение Марины Цветаевой: «Самое упоительное в дружбе – узнавание».
«Эти слова, – поясняет автор книги, – можно отнести не только к дружбе, но и к любви, к запомнившимся «узнавательным» встречам».
Леонид Воронин хочет поделиться чудом узнавания в самых разных, неожиданных ситуациях, когда фонарь Диогена приводит нас не только к людям, но и┘ к коровам, которые – представьте! – слушают стихи Есенина.
Узнавание – это интерес, любопытство, инициатива. Всякая инициатива, как мы знаем, бывает наказуема. Случается, узнаешь человека и тут же разочаруешься. Леонид Воронин приводит пример с Максимилианом Волошиным, который благодаря интуиции вычислил в незнакомце, просившемся на ночлег, настоящего убийцу. Но желание узнавать все-таки пересиливает наши страхи и сомнения, ибо всякому пытливому уму свойственны увлеченность и бескорыстие первооткрывателя. Такой вот увлеченностью оборачивается дерзкая версия автора книги – его рассказ о том, как он, четырехлетний ребенок, весной 41-го увидел на Чистопрудном бульваре Марину Ивановну Цветаеву, чья добрая усмешка-полуулыбка донесла до него цветаевские мысли об узнавании как о самом «упоительном» чувстве.
![]() Узнавание прекрасно! Петер фон Корнелиус. Иосиф, узнаваемый братьями. 1816–1817 |
Так, с особым чувством благоговения вспоминает Леонид Воронин о первой и единственной встрече со знаменитой поэтессой, узнавание которой растянулось на всю его последующую жизнь. Прикосновение к именам, знаковым для русской литературы, создает интригу этой книги и вовлекает нас в ее пространство. Творческие пути и судьбы таких поэтов, как Пастернак, Маяковский, Владимир Луговской, Владимир Пяст, Николай Глазков, Николай Ушаков, так или иначе причудливо пересекаются на тесных улочках Поэтограда – города, основанного Николаем Глазковым. А что же сам Глазков? Воронин нашел самую неразлучную связь с поэтом через его «Стихи, написанные под столом»: «Чем столетье интересней для историка,/ Тем для современника печальней». «Быть человеком для Глазкова значило – быть щедрым на человеческое общение», – замечает автор. Из таких деталей вырисовывается портрет масштабной личности. Его не смущала маска юродивого. Все, кто знал Глазкова, встречали его с усмешкой, но и с опаской – быть узнанным в самом неприглядном виде, когда «юродивый Поэтограда» вдруг объявит прилюдно, что он «считал человека другом», а тот «оказался мерзавцем».
Книга «Ищу человека» изобилует материалами, раскрывающими для нас, читателей, многие белые пятна в истории отечественной литературы советского периода, долгие годы остававшиеся под спудом запретов или искажающих реалий того времени, слухов и домыслов. Леонид Воронин восстанавливает интересные факты из жизни Андрея Синявского, автора нашумевшей книги «Прогулки с Пушкиным». Андрея Донатовича он вообще считает своим учителем. Здесь же, в книге, и приближенные к нам размышления Осипа Мандельштама о ближнем и дальнем человеке-собеседнике, и рассказ о поэте Николае Дементьеве, трагически ушедшем из жизни, и об отклике Бориса Пастернака на его смерть┘
Подсказку для своей книги Воронин нашел у Александра Грина – в словах героя «Алых парусов» Артура Грэя: «Я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. Новая душа будет у него, и новая у тебя».