0
4515
Газета Non-fiction Интернет-версия

24.07.2014 00:01:00

Деревянные фигурки писателей

Тэги: художники, писатели, скульптура


художники, писатели, скульптура Маяковский – лучший советский поэт, другого такого у нас нет... Иллюстрация из книги

Что случается, когда художник любит какого-нибудь писателя? Он его изображает. А как говорила Анна Каренина: сколько сердец, столько родов любви. Любовь Николая Ватагина к русским писателям своеобразная – веселая, детская и такая… улыбчивая, что ли, с легким прищуром. Он смотрит на них «народным» взглядом и изображает их так, как в давние времена народный умелец и мастер лубка или деревянной игрушки попытался бы изобразить, если бы был так же начитан, как Ватагин. Художник, кстати, не только рисует писателей, но и вырезает их деревянные статуэтки: «Свою первую фигурку (это был Лев Толстой) я вырезал в 23 года на ночном дежурстве в армии.<...> Кого я только не вырезал за свою жизнь! Некоторых по многу раз. Больше всего (больше 20 раз) я сделал Пушкина – всегда разного, и Льва Толстого – всегда одинакового».

книга
Русские писатели
в скульптурах и рисунках
Николая Ватагина
(альбом)
/послесловие
Валентина Курбатова.

– Псков.
Красный пароход, 2014.
– 112 с.

Вообще альбом – это краткая иллюстрированная энциклопедия русской литературы. Быть может, самая краткая из существующих. Вот, например, характеристика Вяземского: «Князь П. Вяземский. Много знал. Долго жил. С Пушкиным дружил. Всех пережил». О Федоре Достоевском вообще только два слова, но каких: «Федор Достоевский. Наша душа». Больше всего страниц посвящено, разумеется, Пушкину. Тут вокруг гения и учителя его, и три царя, которых он видел, и дамы сердца, и, конечно, Наталья Гончарова: «Главная жена русской литературы». Правда, «матерым человечищем» в альбоме оказался почему-то не Толстой, а Горький.  

Ватагин, улыбаясь, играет штампами, выдумывает свои, и все это выходит без злой сатиры, без желания побольнее уколоть гения, а напротив – обаятельно и тепло. Альбом можно листать с детьми: даже обнаженные фигурки Цветаевой и Ахматовой кажутся невинными, словно их поместили в книгу прямиком из Эдема. «Наши писатели для меня – живые люди. Одни, как Пушкин и Достоевский, – мои близкие друзья, на других, как, например, на Андрея Платонова, я обижен, с третьими ругаюсь и считаю своими врагами, хотя в конечном счете всех их люблю», – признается художник в предисловии, а в послесловии литературный критик Валентин Курбатов пишет: «И улыбка-то улыбкой, театр театром, но книга еще и чудно умна и для настоящего любящего понимания скрытой или явной шутки обязывает знать – и отчего это гвозди в портрете сердитого Маяковского соседствуют с мокрым щенком в углу и с парой Ося и Лиля («гвозди бы делать из этих людей», да вот почему-то револьвер рядом и разбитая «Любовная лодка»), и что это значит, что Салтыков «Бичевал, бичевал, но и себя не забывал», и почему Гумилев стоит на льве, а книжку перед собой открыл на картинке с жирафом...»

Сделать писателей узнаваемыми таким вот на первый взгляд простым способом, в виде деревянных «примитивных» фигурок, – сложно. Тут требуется не взгляд уличного карикатуриста, который, встречая человека впервые, ловит особенности внешности и преувеличивает недостатки, а взгляд, ищущий сразу и личного, и общего. Закрывая книгу, хочется произнести расхожее: «Хорошо, но мало». Интересных писателей больше! Вот бы Сашу Соколова изобразить: длинное лицо, брови и шляпа. И в плаще. И рядом бочку. Или хотя бы велосипед... Словом, ждем продолжения. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Выборную активность КПРФ будут регулировать власти регионов

Выборную активность КПРФ будут регулировать власти регионов

Дарья Гармоненко

Только на мемориально-исторических акциях думскую кампанию левым не провести

0
854
Госдума защитила "русских по духу" благодаря правительству

Госдума защитила "русских по духу" благодаря правительству

Иван Родин

На депортацию и выдачу за рубеж военнослужащих РФ иностранного происхождения введут законодательный запрет

0
975
Крепкий рубль вывел экономику из равновесия

Крепкий рубль вывел экономику из равновесия

Анастасия Башкатова

Усиление российской валюты не радует крупный бизнес

0
1751
Сам себе злобный Щелкунчик

Сам себе злобный Щелкунчик

Ольга Камарго

Андрей Щербак-Жуков

210 лет самой известной новогодней сказке, 250 лет со дня рождения ее автора Эрнста Теодора Амадея Гофмана

0
639