0
1573
Газета Non-fiction Печатная версия

03.02.2021 20:30:00

Тореро не носят никакой защиты

Испания, коррида и самая требовательная дама – Смерть

Тэги: василий боткин, эрнест хэмингуэй, тореро, коррида, быки, испания, фотография


василий боткин, эрнест хэмингуэй, тореро, коррида, быки, испания, фотография Быки погибают не всегда. По зову публики тореро их «прощают». Иллюстрация из книги

Что мы, русские, знаем об испанской корриде? Коротко говоря, немногое. «При этих страшно потрясающих зрелищах присутствуют не одни мужчины, но и женщины, даже дети; вероятно, вследствие привычки зрелище крови, этот отвратительный вид раненных в живот лошадей, влачащих свои падающие внутренности, наконец, эта томящая душу опасность матадора, кажется, не производят ни малейшего впечатления на чувствительность испанок».

Любопытно, что недоброжелатели подозревали автора процитированных строк, писателя Василия Боткина, в том, что он никогда не бывал в Испании, а для своих «Писем…» воспользовался сочинениями английских и французских путешественников. Что ж, всякое случается. Как бы то ни было, восприятие Боткиным корриды, которую он, если все-таки беспрекословно верить его рассказам, посетил аж дважды за одну неделю, только подливает воду на скрипучую мельницу зоилов, ибо грешит поверхностностью и граничит с полнейшим непониманием. Впрочем, не будем строго судить очеркиста: боткинским наблюдениям скоро уже два века, а чем, по существу, отличаются от них посты в инстаграмах современных русских туристов, волею случая оказавшихся на корриде? Да ничем! Стало быть, эталон.

Конечно, некоторые из нас, в особенности те, чья юность пришлась на времена оттепели, судят о бое быков со слов более авторитетного очевидца – Эрнеста Хемингуэя. Американский классик действительно часто посещал корриду, с неподдельным интересом писал о ней, даже составил ее краткий терминологический словарь. Проблема в том, что пользоваться словарем старины Хэма как справочником не только бессмысленно, но, пожалуй, и вредно, он ведь переполнен отсебятиной. Однако оставим американцам американцево и вновь обратимся к нашим родным, отечественным авторам. Неужели после «Писем об Испании» никто ничего толкового не писал о корриде? Да быть того не может!

Э, нет, друзья, может. И впрямь, не существует, кажется, ни одной мало-мальски стоящей непереводной работы, посвященной Corrida de Torros, так что дело Василия Боткина живет, как уцелевший в корриде бык, и побеждает, как герой вышедшей наконец в этом году книги «Быть тореро». Строго говоря, героев здесь два. Первый – Виктор Христенко, чьи экспрессивные фотографии заслуживают отдельной благожелательной рецензии в специальном журнале по фотоискусству, если таковой существует. Кстати, благодаря именно его дружбе с испанским тореро вообще и возник этот проект. Но мы на страницах «НГ-EL» должны уделять внимание тексту. В конце концов, снимают корриду многие, и снимают хорошо, а вот услышать комментарии к снимкам от живой легенды кровавой арены – дело, далеко из ряда вон выходящее.

4-15-11250.jpg
Виктор Христенко. Быть тореро:
Испанская коррида в объективе
русского фотографа.– М.:
РИПОЛ Классик, 2020. – 288 с.
«Меня зовут Хосе Лириа Фернандес» – так начинает свое повествование знаменитый тореро, выступающий под псевдонимом Пепин Лириа, словно подготавливая нас к неспешному чтению мемуаров. Но сразу становится ясно: мы имеем дело не с очередной занимательной балаболкой, а с человеком серьезным и солидным, если и любящим иногда от души станцевать, то выбирающим в пару самую требовательную даму – Смерть! Поэтому ждет нас не широковещательная и многошумящая история успеха, а предельно сжатая и точная до слова конкретика, от которой подчас нехило так сводит где-то пониже пупка: «Тореро не носят никакой защиты, и прямым доказательством этого являются полученные мною пять ударов рогами в пах». И тут же следует успокоительная таблетка для подслеповатых эстетов вроде Боткина: «Во всем, что будут делать с животным матадор, бандерильеро и пикадоры, – во всем есть определенный смысл, и все это ради быка. При помощи техники нужно постараться извлечь из него самое лучшее, сначала анализируя его поведение, затем – доминируя над ним. А как только ты достиг доминирования, начинается искусство». Даже когда маэстро не сражается, а теоретизирует, делает он это в том же энергичном севильском стиле, да еще так афористично и лапидарно, что ему позавидовал бы сам Хэмингуэй: «Коррида – способ художественного выражения, в котором игра между жизнью и смертью, борьба между человеком и животным рождают танец невероятной красоты, и это тончайшее искусство. Подобно живописному полотну, выступление матадора остается запечатленным на сетчатке глаза того, кто его видел, и в сердце того, кто его прочувствовал».

Рекомендуя отечественному читателю эту роскошно иллюстрированную книгу, в заключение приоткроем одну маленькую тайну – то, что ускользнуло когда-то от рассеянного любителя понаблюдать за чувствительными испанками на трибунах Василия Боткина и до сих пор непонятно тем, кто судит о корриде по жутким кадрам с убитыми быками и тореадорами. Пепин Лириа четко говорит о том, что целью боя вовсе не является пролитие чьей-то безвинной крови. Это та же цель, с надеждой на которую грешник обращается к Богу, – прощение! «Иногда бык заслуживает того, чтобы не умереть на арене. Я говорю о прощении – доказательстве исключительного поведения животного. Публика требует, чтобы животному сохранили жизнь. И тореро это чувствует и помогает ему еще ярче проявить свои исключительные качества. Мне посчастливилось «простить» многих быков. И теперь они для меня практически как сыновья». Вот вам, господа, слова настоящего тореро! Да, быки, облитые кровью, погибают не всегда. Испанцы, испанки и «даже дети» заняты проблемой почище опасности для матадора: раз за разом, подобно древним римлянам в Колизее, отвечают они за бессловесных на заданный шекспировским героем вопрос. Представляете, какая ответственность? И животное, кого – внимание! – публика, народ, если хотите, а вовсе не матадор, считает достойным быть и жить, умирает впоследствии естественной смертью от старости, – никто и никогда больше не выпускает его на арену.

А вы не знали? Читать надо!


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Царь Алексей Михайлович и посол Педро Иванович

Царь Алексей Михайлович и посол Педро Иванович

Виктор Леонидов

Увидим ли мы наконец на сцене пьесу Федерико Гарсиа Лорки «Публика»

0
2123
Карлес Пучдемон разрывается между шансом на власть и угрозой тюрьмы

Карлес Пучдемон разрывается между шансом на власть и угрозой тюрьмы

Данила Моисеев

Трудности принятия закона об амнистии ставят под сомнение амбиции лидера каталонских сепаратистов

0
2065
У нас

У нас

«НГ-EL»

0
1776
 Выставка  Владимира Клавихо-Телепнева "Тресветлое солнце"

Выставка Владимира Клавихо-Телепнева "Тресветлое солнце"

0
4547

Другие новости