0
5831
Газета Вера и люди Интернет-версия

03.02.2016 00:01:00

Боевики не щадят ни суннитов, ни алавитов, ни христиан

Антон Евстратов

Об авторе: Антон Геннадиевич Евстратов – политолог.

Тэги: сирия, латакия, алеппо, кесаб, война, беженцы, алевиты, сунниты, армяне, джебхат аннусра


сирия, латакия, алеппо, кесаб, война, беженцы, алевиты, сунниты, армяне, джебхат ан-нусра Харун Дииб – один из немногих выживших жителей алавитского села Блута. Фото автора

Сирийка Манар бежала в Латакию из оккупированного боевиками «Джебхат ан-Нусра» (запрещенная в России террористическая группировка) Алеппо. Сейчас 25-летняя женщина работает в местном ресторане, чтобы заработать на пропитание двоих своих детей. Еще до войны Манар развелась с мужем, поэтому надеяться ей приходится только на себя.

«В Алеппо я жила именно в том районе, где квартировалось значительное число террористов. Я мусульманка, причем суннитка, всегда ношу хиджаб, но они требовали еще большей закрытости, постоянно издевались и угрожали. Женщине выйти на улицу при «Джебхат ан-Нусра» было проблемно. Унижение – не самое худшее. Со словами «Аллах акбар» любой боевик мог просто взять вас за руку и увести с собой в качестве жены. Такое случилось со многими девушками! Зачастую просто воровали и насиловали». Рассказывая это, Манар не может сдержать слез.

Не менее страшна была жизнь под властью боевиков тех, кого хотя бы гипотетически подозревали в сотрудничестве с государством либо в сочувствии правительству Башара Асада. Этих людей убивали, пытали, а дома их разрушали – причем, по словам нашей собеседницы, иногда минометами. После этого боевики заявляли, что здания уничтожены огнем правительственной артиллерии.

Власти Сирии организовали гуманитарный коридор в Алеппо через блокпост в районе Бестан Касар. Однако боевики заблокировали эту «артерию», попросту изымая все ценные грузы, предназначенные для мирного населения. «В городе нельзя было хлеба достать! Это неудивительно, учитывая, что в Бестан Касар постоянно гибли люди от пуль снайперов – боевики не только морили голодом, но и расстреливали мирное население! Потом эти смерти тоже сваливали на государство», – продолжает женщина.

Правительственная армия развивает наступление в провинции Латакия.	Фото Reuters
Правительственная армия развивает наступление в провинции Латакия. Фото Reuters

«Несколько домов в городе «Джебхат ан-Нусра» превратила в тюрьмы, – продолжает Манар. – Те, кто подозревался в недостаточной приверженности идеям джихада, содержались там, подвергаясь пыткам и унижениям. Государственных тюрем и полицейских участков, имевшихся в городе ранее, уже не хватало. Масса задержанных была слишком велика».

Все это заставило нашу собеседницу бежать из города, что удалось ей не без труда. Она нашла пристанище в Латакии, где правительство реализует ряд программ помощи вынужденным переселенцам. Кроме того, Манар, в отличие от тысяч других людей, спасшихся из районов салафитской оккупации, смогла найти работу. Стоит отметить, что она – суннитка, однако в алавитской Латакии чувствует себя гораздо комфортнее, чем в салафитском Алеппо. Это ярко опровергает претензии исламистов к Башару Асаду, касающиеся «неполноправного» положения суннитского большинства по отношению к алавитскому меньшинству. Даже недавнее освобождение Алеппо правительственными войсками не может заставить женщину вернуться домой – огромное количество домов разграблено, в городе почти нет электричества, серьезные проблемы с отоплением, а все родственники Манар вынуждены были, так же как и она, бежать в другие части Сирии.

Тем не менее женщина уверена в том, что правительству удастся достичь победы над экстремистами: «После этого мы снова станем одной страной – шииты, сунниты, алавиты, христиане. Между нами не было и нет разницы».

Столь же уверена в положительном исходе сирийского противостояния армянская семья Бадржикянов из города Кесаб. Ее глава, Акоп, с оружием в руках в составе отряда ополченцев освобождал свой город от оккупации «Джебхат ан-Нусра». По его мнению, кризис в Сирии – не дело рук граждан страны: «В моем доме в период оккупации жили боевики из Туниса, а вообще в нашем городе были иорданцы, афганцы, чеченцы и многие другие. Огромную роль сыграла в нашем горе и Турция. Когда «Джебхат ан-Нусра» захватила Кесаб, вместе с салафитами в город ворвались целые подразделения турецкого спецназа. От нового геноцида армянское население города спасли местные мужчины-ополченцы, которые вступили с бандитами в бой, дав возможность населению уйти. Однако, захватив Кесаб, турки привезли жителей своих окрестных селений, которые погрузили все, что было у нас ценного, в грузовики, прицепы тракторов и повозки и просто вывезли в Турцию».

«Особенно страдали от действий исламистов и турок центры армянской культуры Кесаба – наши церкви. Когда я, уже после освобождения города, приехал сюда служить, я увидел лишь голые стены, оставшиеся от некогда цветущего храма, – говорит священник Армянской протестантской церкви Жирайр Газарян. – Оккупанты хотели не просто лишить нас материальных ценностей, но и отнять нашу историю, нашу культуру».

Сейчас Кесаб, как и Алеппо, освобожден, однако на восстановление города уйдет немало сил. Армянское население вернулось сюда и готово не только жить на своей родине, но и защищать ее от врагов.

А алавиты села Блута, расположенного лишь в нескольких километрах от недавно павшего оплота исламистов города Сальмы, до сих пор оплакивают своих родных и близких. Около 200 жителей села было вывезено в Саудовскую Аравию, и до сих пор от них нет никаких вестей. Остальные крестьяне лишились жизней. «Салафиты заходили в дома и расстреливали мужчин. Просто приказывали женщинам и детям отвернуться… и звучали выстрелы. Спаслись только старики и те, кто понял, в чем дело, и бежали из деревни в долину. Таких мало было… Они почти всех из нас вырезали», – рассказывает 78-летний Харун Дииб. Старику повезло – его убивать не стали из-за возраста. «Мы ждем победы, ждем, что наши братья вернутся из плена, говорят, их в Саудовскую Аравию продали… И надеемся на армию и российских летчиков», – вздыхает Харун.

Так выглядит современная Сирия глазами суннитов, алавитов и армян-христиан – людей разных вероисповеданий, социального положения, родов занятий и даже национальностей, но граждан одной страны. Нанесенные войной раны будут кровоточить в Сирии еще долго, возможно, не все пережитое забудется. Однако население страны верит в установление мира, вопреки всему происшедшему ждет нарушенного салафитской экспансией согласия и примирения общин.

Латакия–Кесаб–Блута



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Екатерина Трифонова

Адвокатура продолжает сомневаться в эффективности государственных юридических бюро

0
1059
Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Госпропаганда советского прошлого сформировала новую электоральную группу

0
1076
В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

0
798
Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

0
640

Другие новости