0
1096
Газета Люди и положения 2 Печатная версия

26.10.2012 00:00:00

Красота – в глазах смотрящего

Тэги: дизайн


дизайн Музейная классика дизайна до сих пор находится в производстве – ее можно купить и поставить дома.
Фото пресс-службы Welcome to design

В октябре, уже как обычно, в столице прошли Московская неделя дизайна (9–15 октября) и итальянская торговая выставка-ярмарка iSaloni Worldwide Moscow в «Крокус Экспо» (10–14 октября). В этом году концентрация дизайна в городе была дополнительно повышена выставкой итальянских дизайнерских достижений Welcome to design на «Красном Октябре» (продлится до 28 октября). Эти события являются хорошим поводом поговорить о современном итальянском дизайне и о том, каким он предстает в глазах российских потребителей.

Выставку в «Крокус Экспо» принято представлять как российскую премьеру миланских новинок – тех, которые появляются в апреле на миланском Salone del Mobile. Но даже беглый осмотр московской экспозиции никакого сравнения с миланской не выдерживает. Большинство лидеров дизайнерской индустрии: компании Minotti, Moroso, Edra, Kartell, Vitra и др. – в московской выставке не участвуют. Приятным исключением этого года стал объединенный стенд Poltrona Frau, Cassina, Cappellini – где, однако, никаких новинок 2012 года представлено не было: оказывается, компании просто не успевают к октябрю наладить выпуск и организовать поставки в Россию тех моделей, которые в единственном экземпляре были готовы к апрелю. Хотя, впрочем, и нужды никакой в этом нет: запросы и вкусы российских потребителей лежат совершенно в другой плоскости. Ажиотаж закупщиков из регионов – а они составляют большую часть аудитории московской выставки – вызывают диваны, обитые черно-бурой лисой, и тумбочки с отделкой из норки. На их фоне даже весьма пафосная мебель под маркой Fendi Casa выглядит верхом изящества, элегантности и хорошего вкуса и по праву занимает место в павильоне, маркированном «Дизайн», а не «Классика».

Вины организаторов – компании Cosmit – в этом нет никакой: выставка же коммерческая, кто готов оплатить стенд и привезти свою экспозицию, тот и приехал. Да и вины самих экспонентов тоже нет – они же бизнесмены, а не меценаты и не самоубийцы. Каков спрос, таково и предложение – закон рынка. А дизайн – великий итальянский дизайн, который не просто жив, а живее всех живых, – он остается уделом эстетов, фанатов и профессионалов, которым от норковых тумбочек просто тошно. И вот для них итальянцы – та же компания Cosmit, которая продает выставочные площади на iSaloni Worldwide Moscow, – приготовили совершенно другую программу, после знакомства с которой становится как белый день ясно, что итальянский дизайн – это не то, что думают о нем покупатели из Ставрополя и Сургута, и не то, что могло бы представиться непосвященному зрителю, случайно зашедшему на выставку в «Крокус Экспо». На самом деле итальянский дизайн – это великие имена, великие компании, история которых длится веками, это неиссякающая креативность и энергия, особый вкус, не похожий ни на чей другой, и особые отношения со временем и историей. Доказательств этого тезиса было предостаточно на мастер-классах итальянских дизайнеров и архитекторов, организованных Cosmit и ICE (Институт внешней торговли Италии), а также на выставке Welcome to design, идущей под эгидой Cosmit и итальянского посольства.


Выставка Welcome to design представляет собой условный итальянский дом, сочетающий предметы дизайна разного времени.
Фото пресс-службы Welcome to design

Выставка Welcome to design представляет собой условный итальянский дом с гостиной, столовой, кабинетом, ванной, террасой и другими комнатами. Каждая обставлена произведениями лучших дизайнеров ХХ века: Джо Понти, Ле Корбюзье, братьев Маджистретти, Гаэтано Пеше, Джо Коломбо, Марио Беллини, Гае Ауленти и десятков других. Все это – классика итальянского и мирового дизайна, почти музейная экспозиция, но что важно – музейная классика, которая до сих пор находится в производстве, которую можно купить и просто поставить дома. Рядом с историческими шедеврами – работы современных, ныне живущих дизайнеров: Филиппа Старка, Антонио Читтерио, Ферруччо Лавиани, Матали Крассе и т.д. В этом соединении скрыт особый смысл: именно так выглядят лучшие итальянские дома, созданные несколькими поколениями владельцев. Там среди старых стен 200- или 300-летней виллы 40 лет назад появилась лампа-арка Вико Маджистретти для Flos, 20 лет назад – соковыжималка Филиппа Старка для Alessi, пять лет назад – пластиковые стулья от Kartell, а завтра появится новая сногсшибательная люстра Марселя Вандерса или стол от эпатажных Studio Job. Также в абсолютно новой современной квартире живут и естественным образом сосуществуют антикварный комод XVIII века, плетеный довоенный стул и суперсовременная техника.

В том числе об этом рассказывал на мастер-классе один из гостей выставки, умный и харизматичный архитектор Флавио Альбанезе, посвятивший свое выступление не столько обсуждению архитектурных и дизайнерских концепций, сколько философии, с которой в наши дни нужно подходить к проектированию. Он много говорил о любви, радости, счастье и других эмоциях, которые должен вызывать дизайн, и на вопрос о том, как они могут быть выражены, привел пример собственного жилья: «Во всех моих домах и квартирах нет продуманного дизайна, а есть дизайн «естественный», спонтанный – их наполняют вещи, которые собрались за всю мою жизнь. Каждая вещь напоминает мне о чем-то – о том, как я любил, как расставался, как был счастлив, как переживал. В доме в Виченце хранятся 22 тысячи моих книг и около 20 тысяч журналов, собранных за 40 с лишним лет, а вокруг царит архитектура Палладио. В доме на острове Пантеллерия чувства другие: это вулканический остров, и сам вид дома, его конструкция и жизнь в нем обусловлены суровой природой».

О том же, но в совершенно ином ключе говорили другие участники программы мастер-классов Лаура Сартори Римини и Роберто Перегалли из миланской Studio Peregalli – архитекторы и дизайнеры интерьера, строящие дома и оформляющие интерьеры в классическом духе. Их горячий протест против ощущения новодела, которого, по их мнению, не должно быть даже в только что законченных домах, вызвал, с одной стороны, понимание профессиональной и искушенной аудитории, а с другой – заявление одной слушательницы о том, что она никогда не поймет, зачем нужно свежепокрашенную стену покрывать пятнами и старить так, чтобы она выглядела несвежепокрашенной.


Выставка Welcome to design представляет собой условный итальянский дом, сочетающий предметы дизайна разного времени.
Фото пресс-службы Welcome to design

По новорусскому стремлению к роскоши косвенно прошелся в своем выступлении и еще один гость iSaloni – прославленный индустриальный дизайнер Родольфо Дордони, арт-директор фабрики Minotti и создатель тысяч вещей, находящихся в производстве последние 30 лет. Его стиль в России заклеймили как «роскошный минимализм», с чем сам маэстро отнюдь не согласен: «Слово «роскошный» производит не очень хорошее впечатление, я бы не стал его употреблять по отношению к дизайну. Мы можем использовать дорогие материалы – кожу, замшу, ценное дерево, но их употребление не выходит за рамки здравого смысла, и пока это так, это корректно. Роскошь – это излишество, и это неприменимо к тому, что я делаю».

Как пример Дордони привел свой любимый материал – выдувное муранское стекло: «Мурано – это традиция и технология, которые не меняются уже сотни лет. Работая с дутым стеклом, придумать что-то новое очень сложно и приходится каждый раз изобретать – в исходном смысле слова. И это меня каждый раз изумляет».

В этом, видимо, и состоит принципиальная разница между нашим подходом к дизайну и итальянским: им ценны традиция и аутентичность, скромность, достоинство и скрытая ценность, нам – ощущение новизны, дороговизны и мещанское желание самолюбования и показушничества, похвальбы. И не важно, хвалимся мы перед соседкой Мариванной с лавочки у подъезда или соседом Романом Альбертовичем из рядом лежащей усадьбы.

Хочется верить, что итальянцы, если будут так же настойчивы, смогут со временем это поправить. Почему такая вера в их всесилие? Потому что чем больше знакомишься с итальянским дизайном, его идеями и людьми, тем отчетливее понимаешь, что на фоне их трехтысячелетней истории декоративно-прикладного искусства и интерьера мы – просто потерявшиеся дети. И хотя сейчас руководство выставки и представители посольства открыто благодарят россиян за то, что спрос на итальянскую мебель в России вырос на 15% за год и наши деньги во многом спасают итальянскую мебельную индустрию от краха в условиях падающей экономики, на самом деле это нам надо бы поблагодарить их за то, что они не просто продают россиянам свои столы и диваны, как папуасам – бусы, а еще и возят к нам образованных, продвинутых лекторов и дизайнерские выставки, где мы можем хотя бы глазами прикоснуться к тому, что такое итальянский стиль и образ жизни.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Немецкий бизнес ищет новые пути  сотрудничества

Немецкий бизнес ищет новые пути сотрудничества

Олег Никифоров

Водородный проект в России для Германии

0
1245
Косметический перед капитальным

Косметический перед капитальным

Тимофей Шевяков

Что изменится в Государственной думе по результатам выборов

0
1075
Михаил Делягин: Санкции США как знак качества

Михаил Делягин: Санкции США как знак качества

0
1412
Беспристрастность системы кассационных судов проверят делом ТоАЗа

Беспристрастность системы кассационных судов проверят делом ТоАЗа

Денис Писарев

Самый громкий корпоративный конфликт десятилетия далек от завершения

0
795

Другие новости

Загрузка...