0
1343
Газета Периодика Интернет-версия

08.02.2001 00:00:00

Хитрый автор в театре "толстых" журналов

Тэги: журналы, Астафьев, тексты, авторы


ЯНВАРСКИЕ номера литературных журналов имеют странную особенность: в трех из них ("Знамя", "Новый мир" и "Москва") напечатаны новые рассказы Виктора Астафьева, причем везде разные (те, что датированы - написаны или закончены в 2000 г.), а в четвертом ("Наша улица") - интервью того же самого Астафьева Нине Красновой. Событие это интересно дважды. Во-первых, предъявлен корпус новых текстов - по сути, небольшой сборник - одного из самых известных современных русских авторов. Во-вторых, рассказы напечатаны в журналах, которые все 90-е годы были непримиримыми идейными оппонентами, - "Знамени" и "Москве". "Новый мир" между ними, но ближе к "Знамени". Полагаю, что Астафьев сделал некоторый сознательный жест, который был вольно или невольно поддержан редакциями журналов; жест стал явным из-за того, что все они, скорее всего, не сговариваясь, поставили тексты Астафьева в январские номера. Это событие требует анализа, поэтому мы не включили рассказы Астафьева в аннотации журналов и рассматриваем отдельно.

В каждом случае рассказы более или менее соответствуют идеологии журнала, если не современной, то когда-то существовавшей: в "Знамени" - два про войну, жесткие, "окопные", в "Новом мире" - отчаянный социально-критический и антимещанский рассказ "Пролетный гусь" (по-моему, хороший), который завершается полной жизненной катастрофой и самоубийством главной героини, в "Москве" - самые крестьянские: только в них действие происходит в деревне; в "Знамени" и "Новом мире" - на фронте или в небольших провинциальных городках.

С другой стороны - это все единый Астафьев. Идеология его новых текстов, насколько можно ее реконструировать, примерно такова. Есть бурление и тайная преемственность русской народной жизни, и реальнее всего она в провинции. Держится эта народная жизнь на тружениках и бескорыстных людях. Но вообще она с необходимостью внутренне разнообразна, и в ней много страшного: пьянства, преступлений, непонимания элементарных нравственных норм, - это страшное воссоздается у Астафьева иногда бескомпромиссно ("Жестокие романсы" в "Знамени"), иногда стилизованно и несколько приторно ("Венку судят" в "Москве").

Труженикам и бескорыстным все время мешают те, кто входит в систему власти. В ХХ веке такими стали коммунисты. Астафьев показывает (в рассказе "Пролетный гусь"), а у него есть опыт очевидца: носители власти в сталинском СССР - прежде всего самовлюбленные мещане. Астафьев различает статусных носителей власти, "начальников" по существу, и людей, нечаянно, по недомыслию покусившихся на этот статус, как, например, неопытный лейтенант в рассказе "Трофейная пушка" ("Знамя").

Бросается в глаза сходство этого идейного комплекса с идеологией позднего Льва Толстого. Различий, однако, тоже много, и самое заметное из них: художественная идеология (именно художественная, что важно) Астафьева гораздо более индивидуалистична и менее нравоучительна - хотя, кажется, заражена разнообразными стихийными мифами. Но тут уж Астафьев принципиально некритичен: эти мифы для него - часть народной жизни.

Если искать житейские аналоги этой художественной идеологии, то ближайший - психология технически прогрессивного и социально активного фермера, который полагается только на себя, от власти не ждет ничего хорошего, но живо интересуется всем, что происходит за пределами его хутора. Одной из необходимых частей этого образа - скажу, надеюсь, не в обиду Виктору Астафьеву - является хитрость. С помощью хитрости и трудолюбия такой фермер может приспособиться к любым обстоятельствам, кроме катастрофических - войны и советской власти, да и при них как-нибудь выдержит. На войне его герои смелы, но без экзальтации.

Рассматривая же факт публикации в противостоящих друг другу журналах, обнаруживаем другую сторону: писательская стратегия Астафьева неожиданно напоминает стратегию Василия Розанова. Розанов тоже публиковался в газетах совершенно разных направлений - крайне правом "Гражданине", относительно либеральном "Русском слове" и символистских "Весах". Сам Розанов комментировал так: "Я любил одновременно во многих органах сотрудничать: "Одна часть души пойдет у Берга┘"

В поздравительном тексте к юбилею "Знамени" (блок "Однажды в "Знамени" - см. аннотацию первого номера) Астафьев пишет: "Желаю "Знамени" выжить и заново процветать, я всем "толстым" журналам этого желаю". Оттого и печатается сразу в нескольких, вероятно.

Когда Астафьева спрашивают в интервью про его собственные вкусы, он всегда выступает как почвенник и крайний консерватор: ругает Людмилу Улицкую (интервью "НГ" по поводу присуждения Пушкинской премии Тепфера) и Венедикта Ерофеева (интервью в журнале "Наша улица" # 1 за 2001 г.), утверждает, что студенты интересуются Есениным, а не Бродским (там же) и т.п. Однако эти выпады мало связаны с собственной работой Астафьева. Его художественная стратегия намного интереснее и глубже того, что он говорит в интервью. Сибирь и русскую провинцию он действительно любит и болеет за них душой. Но если продолжить аналогию с фермером: вообще-то крестьянин, что русский, что другой - не слишком терпим к чужому. Он различает тонкие оттенки и причины трагедии в соседнем доме, но долго привыкает к странному приезжему из города. Это в мегаполисе можно встретить кого угодно - и панка, и феминистку, а в твоей фирме за соседним столом будет сидеть мусульманин. А в деревне они странны и непонятно, откуда взялись. Для Ерофеева условное пьянство его героя - повод для игры с языками и метафизический символ, а Астафьев видит тут бытовое явление.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Министры агитируют молодежь личным примером

Министры агитируют молодежь личным примером

Ольга Соловьева

Глава Минпромторга Алиханов каждую неделю работает на производстве

0
246
ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

ЕС ввел санкции против нескольких российских журналистов и политологов

0
131
В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

В 2025 году по итогам выборов мандаты получили 890 участников СВО

0
144
В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

В Госдуме выступили за особый порядок перерегистрации религиозных организаций на новых территориях

0
133