0
2620
Газета Поэзия Интернет-версия

01.06.2017 00:01:00

Постоянство камня

Тэги: поэзия, история, бизоны, камни


18-13-03.jpg
Павел Быков. Каменный век.
– М.: У Никитских ворот, 2017. – 112 с.

Вторая книга московского музыканта и поэта Павла Быкова представляет собой достаточно прихотливую конструкцию. С одной стороны, автор словно задает читателю единственно возможный ракурс восприятия, формулируя в аннотации концепцию сборника. Так, Быков подчеркивает, что цель новой книги – показать неизменность цивилизационного пространства и человеческой сущности. С другой стороны, центральные произведения сборника маркированы иллюстрациями работы художника Артура Саряна. Так что сбиться с предложенного маршрута прочтения достаточно трудно. Вдумчивый читатель, впрочем, наверняка пойдет своей дорогой.

Несколько слов о структуре книги. Стихотворения распределены по пяти разделам, не имеющим названий, но предваряемым эпиграфами. Их отбор продуман и увязан с основным пафосом раздела. Вообще эпиграфы играют здесь более важную, чем это может показаться на первый взгляд, роль.

В открывающем книгу стихотворении читаем: «Нет рубежей./ Время всегда статично./ До или после – критерий постельных смет./ Нет рубежей./ Только лишь раз античность/ Нагло взяла и изменила сюжет». Чувство разочарования в историческом процессе формируется в ситуации, когда «все уже было», говоря словами другого автора. Здесь интересно то, что Быков имеет историческое образование и, следовательно, знает о предмете больше многих.

Центральные произведения сборника маркированы иллюстрациями Артура Саряна.	Иллюстрация из книги
Центральные произведения сборника маркированы иллюстрациями Артура Саряна. Иллюстрация из книги

«Камень пещеры или камень бетонных зданий – суть «камень», – говорит нам аннотация. Центральным стихотворением поэтому может выступать следующее: «Бизоны бежали вдоль свода пещеры./ Бизоны застыли от острого взгляда/ Ужасного, алчного призрака веры./ Бизоны стонали…» Что-то непоправимое случилось в начале создания человечества, и безмолвный ужас росписи на стенах пещеры свидетельствует об этом.

Книга Быкова полифонична. Образ камня подводит нас к диалогу с акмеистами. И здесь к месту оказывается «петербургский текст». «Пусть любой золотой бульвар/ Мне покажется Летним садом:/ Я давно Петербург украл/ Вместе с Невским его листопадом,/ Я давно приструнил коней/ Его Аничковых монументов,/ Я – одна из его теней,/ Я – стоп-кадр его киноленты». Но интересно, что само название сборника опосредованно вводится через Галича. Заглавный образ книги содержится в одном из эпиграфов ко второму разделу. При этом от Галича берется фокусировка на злободневных проблемах, но оставляется за скобками его ирония. Пафос Быкова принципиально иной. «Наше время пахнет переездом,/ Нас опять вернули к поездам –/ Проданы все акции протеста,/ Заняты вакантные места».

Быков не является новатором в области формы. Большинство его стихотворений вписывается в привычную силлабо-тоническую просодию. Но в книге, говорящей о том, что ничего не меняется, это оказывается как нельзя более правильно. Камень остается неизменен, и слово высеченное в камне, тоже.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Отечественные оборонные предприятия получат очередные льготные кредиты

Михаил Сергеев

Регулярные пассажирские морские рейсы на Дальнем Востоке поддержат из бюджета

0
308
Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Подмосковье вышло на новый уровень коммуникации с бизнесом

Георгий Соловьев

Как Центр управления регионом меняет правила игры для предпринимателей

0
274
Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Семьи со школьниками больше всех рискуют обеднеть

Анастасия Башкатова

В новой классификации домохозяйств появились не только "одиночки", но и "пустые гнезда"

0
309
Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

Запасы золота в международных резервах России в сентябре выросли на 3 т

0
228

Другие новости