0
670
Газета Политика Интернет-версия

30.08.2004 00:00:00

От деда к деду

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Анатольевич Заславский - заведующий отделом культуры "НГ".

Тэги: театр, правление, старики


Несмотря ни на какие петровские реформы, настоящий новый год в России начинается по-прежнему первого сентября. Школьники идут в новый класс, студенты – в свои университеты, начало сентября – это начало нового политического сезона, с недавнего времени – телевизионного, по старой традиции – театрального. Вокруг первых сентябрьских дней обычно и «группируются» наши театральные академии: несколько дней назад открыл сезон Академический театр имени Вахтангова, на днях открываются МХАТ имени Чехова, горьковский МХАТ, Театр сатиры, Драматический имени Станиславского, Академический молодежный театр┘ Все, как обычно: сбор труппы, представление новых актеров, объявление грядущих премьер, на следующий день или через день – первый спектакль сезона, а не за горами и первые премьеры.

Рутина, та самая, в поговорки вошедшая театральная рутина, не позволяет остановиться, оглянуться и заметить, что все эти радости и страдания все больше и больше – внутритеатральные. В смысле – искусство для искусства (а вернее и чаще – для непритязательного развлечения), а проще говоря – оторвался ты от жизни, брат театр.

Так и крутится в голове и просится на язык строчка из печальной песенки Вертинского: «Я не знаю, зачем и кому это нужно┘» В русском театре этот вопрос никогда прежде не стоял: и те, кто ставил спектакли, и те, кто играл в них, и тем более – те, кто покупал билеты и приходил в зрительный зал, – все знали «зачем». То, что происходило в театре, было нужно им всем. Пьесы Розова, Рощина, Володина, Гельмана, Шатрова говорили об их собственной жизни и более или менее прямолинейно отвечали на вопросы, которые волновали каждого сидящего в зале. И, естественно, тех, кто их ставил.

Кто-то скажет: «Когда это было?!» Когда мы были молодыми и чушь прекрасную несли┘ Сейчас – повзрослели. Борис Николаевич Любимов, известный критик, профессор и директор Бахрушинского музея, любит в таких случаях приводить «расчеты»: в пору, мол, создания «Современника» Олегу Ефремову было 29 лет, «старику» Любимову, когда открылась Таганка, – всего-то 47, Марк Захаров пришел в Театр имени Ленинского комсомола, когда ему «стукнуло» 37. Были, конечно, силы, но помимо того у каждого из них был вкус к жизни (и – что немаловажно – свой собственный счет к советской власти).

Картина сегодняшнего российского театра больше, конечно, напоминает «совет ветеранов», в котором бразды правления передаются от одного заслуженного пенсионера союзного значения – к другому. Чтобы не обидеть достойных, скажем так: молодые немногим отличаются от тех, кого уважения ради назовем зрелыми. И те и другие далеки не столько от народа (о народе, то есть о публике, сегодня думают все, о ней все мысли), сколько – от самой жизни. Как будто все у них хорошо, с властью – хорошо, на улице – хорошо, и нет никаких конфликтов с окружающим миром.

Как будто все бомжи и проститутки, стройбаты и прочие крайности жизни родились в перестройку и с нею вместе мгновенно растворились, ушли в небытие. А то, что можно назвать «заботами современника», простого, бывшего советского человека? В перестройку они никого не интересовали, нет их и теперь. Ну разве что Марк Анатольевич Захаров по старой своей привычке соорудит на сцене «Ленкома» нечто совсем уж метафорическое со стрельбою в зал. Или – Олег Павлович Табаков, пожалуй, единственный из так называемых тяжеловесов, кому хотелось бы, чтобы дыхание улицы пробивалось на сцену сквозь толстые стены старого театрального здания в Камергерском или в театральный подвал на Чаплыгина. Но часто это – отражение отражения, не находя пьес, МХАТ имени Чехова перекладывает для сцены более или менее «актуальную прозу» – «Пролетного гуся» Астафьева, «Сонечку» Улицкой и «Белое на черном» Гонсалеса┘ Сами молодые, от которых ждали «нового слова», все чаще отдают предпочтение классике: Кирилл Серебренников, начавший обжигающим «Пластилином» Василия Сигарева (которого признали в Европе и о котором Стоппард сказал, что Достоевский, если бы он жил сегодня, писал бы, наверное, именно так), в прошлом сезоне обратился к проверенным временем текстам. Нина Чусова ставит Гоголя и Островского, а выбирая современный сюжет, останавливается на истории о том, как российская бизнесвумен устраивает свою личную жизнь с резиновой куклой. Современность сложна? Или – неинтересна?

Про Чечню, про бомжей, про приезжих молдаван, которые вусмерть бьются за картонную коробку, про жизнь политтехнологов и фанаток-самоубийц можно узнать в Москве в одном-единстовенном месте – в подвале «Театра.doc», на сорок мест, созданном руками нескольких безумцев-энтузиастов, создающих свои шедевры на собственные деньги и с трудом собирающих их, чтобы платить за аренду подвала┘ Но это – рассказы о крайностях жизни. Кто расскажет про саму жизнь, простую и сложную?

В российском театре, кажется, уверовали, что и у него, как у самой России, свой особый путь: мол, есть какие-то всеобщие законы судеб, а есть между тем особые правила, по которым живет и здравствует русский театр. Однако же на поверку особости никакой нет, и родимый наш театр живет по законам, которые даны нам свыше, а в нашей нынешней жизни торжествует разделение труда: политик занимается политикой, солдат воюет, а сапожнику не полагается судить выше сапога. В этой новой системе координат война в Чечне идет на какой-то другой планете, катастрофы самолетов переживаются только родственниками погибших, где-то далеко-далеко люди рождаются, женятся, работают и умирают, а театр живет своими собственными театральными заботами, перемывая косточки Аркадиной и Раневской, разбираясь в сложных связях этих беспокойных дам с Тригориным и Лопахиным соответственно.

Как-то не по-русски все это.

В России традиционно именно театр был искусством прямого действия. Не кино и даже не литература. А сегодня кино куда ближе к реальности нашей жизни, чем театр. Зритель и в кинотеатры-то пошел, обратив внимание на то, что кино заговорило «на его языке». Когда кино стали снимать о том, что имеет отношение к жизни, и про то, что волнует сегодня, оно и стало приносить прибыль и «давать» сотни тысяч, а теперь и миллионы зрителей: «Антикиллер», «Бумер», «Ночной дозор»┘ Ничем похожим театр похвастать не может. Может быть, пока?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Москвичи назвали Большой театр самой популярной культурной площадкой столицы

Василий Матвеев

0
574
Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Адвокаты сами себя разведут по направлениям

Екатерина Трифонова

Специализация юридической помощи может стать следующим этапом реформы

0
2184
Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Инвестиции в основной капитал в России упали на 3,1%

Михаил Сергеев

Центробанк не видит риска рецессии в отечественной экономике

0
2624
Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Системной оппозиции осталась агитация в формате хайпа

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Избиратели не хотят разбираться в отличиях партий друг от друга

0
2197

Другие новости