0
1356
Газета Политика Интернет-версия

06.04.2007 00:00:00

Прошлое как оправдание настоящего

Ирина Глебова

Об авторе: Ирина Игоревна Глебова - кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник ИНИОН РАН.

Тэги: мифология, лояльность


90-е годы прошли в России под знаком утраты и поиска национальной идентичности. Но после чрезвычайного социального напряжения в обществе всегда наступает расслабление, отмеченное идеей «возвращения» к прошлому. Смутное желание – стабильности и порядка любой ценой – становится социальным запросом. И тогда настоящему оказываются нужны образы прошлого, важные не соответствием исторической «правде», а «полезностью», инструментальностью. Мобилизация прошлого, затребованная обществом и реализуемая властью, имеет по преимуществу компенсаторный, терапевтический характер.

В сегодняшней России cамая общая рамка восприятия времени – ностальгическая: сознание потери, томление по утраченному. В основу истории кладется то, что мы потеряли, что ушло, разрушено, отнято, а не то, что построено, что приобрели, сохранили или отстояли. Эта «ретроориентация» масс активно эксплуатируется телевидением, кино, литературой.

Другая особенность нашего коллективного восприятия прошлого – отчуждение от него, ощущение как нам не принадлежащего. Поэтому прошлое почти совсем не знают и очень мало ценят. Кажется, что каждый человек, каждое новое поколение россиян проживают отдельный срок, пребывая вне времени, не желая ощутить себя в его течении. Средний житель России, по его собственным ощущениям, не хозяин своего времени, поэтому он его плохо помнит, слабо предвидит, почти не планирует, даже не старается предугадать. И дело, как считают социологи, не в чьей-то плохой памяти, а в социальных нормах, институционализированных механизмах вытеснения и забывания.

Кажется, общество исчерпало свой протестный потенциал, растратило энергию, устало. И хочет найти успокоение в прошлом. Кстати, тоже удобный образ, постоянно возникающий в череде самоинтерпретаций русского социума: уставшее («больное») общество, требующее покоя, заботы, жалости. Сейчас общество лечат, поддерживают самые разнообразные, противоречивые, даже взаимоисключающие образы прошлого – хаотически сваленные в одну кучу обрывки всякой всячины.

С одной стороны, это дань нашему времени, окрашенному в постмодернистские тона. С другой – и в гораздо большей степени – следствие безразличия ко всей мешанине образов, незнания фактов (и нежелания их знать), равнодушия к подлинной истории, кое-где еще нас окружающей. Отсюда – высокая восприимчивость к теле- и кинопроектам, продвигаемым в них героям, интерпретациям истории. Поэтому общество так легко относится к практике «постсоветского конструктивизма»: например, совершенно искусственной, наспех придуманной праздничной дате 4 ноября. Все это – от потребности русского обывателя примириться с неуютным, малоперспективным и не очень радостным русским бытием.

Нежелание помнить, стремление заместить «неудачное» прошлое его приемлемыми образами требует постоянного «делания» прошлого – его искажения, идеологизации, усиления в нем мифического начала. Получается, что назначение нашей «работы» с прошлым не в том, чтобы добиться адекватного самосознания, попытаться понять и преобразовать себя (и свои представления о других), но подтвердить некий исходный (идеальный) образ себя и тем самым «правильность» существующего социального порядка. Отсюда – тяготение к общему «правильному» прошлому, символическому единению (и «усреднению», редукции от сознательного «я» к «мы») через прошлое. Такая работа памяти не предполагает познания, проникновения в смысл, готовности принять свое прошлое и отвечать за него. Но если ты не понимаешь мира, в котором живешь, ты всего лишь его игрушка и неминуемо превратишься в его жертву.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

КПРФ надеется поломать сценарий власти для выборов Госдумы

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Цифровые политтехнологии руководство партии будет внедрять даже принудительно, но только в 2026 году

0
709
Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Госдума услышала мнение Михалкова о Ельцин-центре

Дарья Гармоненко

Иван Родин

До закона о ликвидации этого учреждения руки не дошли

0
832
Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

Песков назвал канадские санкции против ряда россиян необоснованными и бесполезными

0
416
Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

Совфед одобрил закон о создании национального цифрового сервиса

0
287

Другие новости