0
739
Газета Политика Интернет-версия

05.12.2007 00:00:00

Новая политика со старыми проблемами

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - советник ректора МГИМО, кандидат политических наук.

Тэги: лавров, сикорский, туск, переговоры


Послезавтра в Брюсселе пройдет встреча министров иностранных дел России и Польши Сергея Лаврова и Радослава Сикорского. Это будут первые переговоры Сикорского и Лаврова после смены правительства в Польше. Напомним, что по результатам парламентских выборов в октябре этого года премьером назначен лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск.

С одной стороны, правительство Туска намеренно рвет с популистской политикой его предшественника Ярослава Качиньского. С другой, польская власть, как и любая власть, не свободна от своего прошлого. Перед новым правительством стоят традиционные дилеммы. В частности, как избавиться от имиджа страны, тормозящей европейскую интеграцию и при этом защитить польские интересы? Как сохранить привилегированные отношения с Вашингтоном и при этом вывести войска из Ирака, а может, даже проявить большую жесткость в вопросах противоракетной обороны? Как улучшить отношения с Россией и по-прежнему проводить активную, зачастую объективно противоречащую официальной Москве линию на европейской части постсоветского пространства и в энергетической сфере?

Многие из этих вопросов, к счастью, могут потерять свою остроту в силу «человеческого фактора» нового премьера и правительственной коалиции в целом. «Гражданская платформа» и ее союзники из «крестьянской» партии в силу меньшей идеологизированности и большей связи с бизнесом менее склонны к оперированию мифологемами, к ориентации на «исторически обоснованную внешнюю политику», на умозрительные проекты строительства высокоморальной «Четвертой Республики».

Заявленные Туском приоритеты внешней политики Польши выглядят весьма прагматично – они стратегически сбалансированы и по-европейски корректны. Коренным отличием от приоритетов прошлого правительства является акцентирование предельной важности для Польши Евросоюза, в том числе в связи с вхождением страны в шенгенскую зону. Важнейшей целью Варшавы определена подготовка к председательству в ЕС в 2011 году. Равно в повестку дня возвращается и определение «восточного измерения» политики ЕС, которое должно формироваться при значительном польском влиянии.

Туск четко обозначил и свои приоритеты – улучшение отношений с Германией при в целом приоритетной роли Берлина и Парижа в европейской политике Варшавы. Не менее ясно сказано о важности хороших отношений с Россией, в том числе в энергетических вопросах. При этом Туск, как и многие типично европейские политики, мягко оставляет за скобками оценку особенностей политического развития нашей страны. Премьер адекватно оценивает ситуацию, говоря о том, что нынешнее состояние российско-польских отношений одинаково портит имидж двух стран в глазах международного сообщества.

Атлантическая перспектива Польши в понимании Туска гораздо более расплывчата, но при этом есть и новые нотки. Польше императивно важно обсудить вопросы системы ПРО в рамках НАТО и с соседями. В позиции нового премьера прослеживается лояльность коллективной солидарности с европейскими и евроатлантическими институтами, а не просто индивидуальному союзу с Вашингтоном. При прошлом же правительстве обсуждался вопрос отдельного от НАТО военного договора между Варшавой и Вашингтоном.

Станет ли все вышеупомянутое реальным содержанием внешней политики? Думается, что на европейском направлении степень совпадения заявленного и реализуемого будет предельно высокой: нормальная Польша в Евросоюзе – мечта многих европейских политиков, которые будут рады этому содействовать. На американском направлении перспективы реализации приоритетов Туска также выглядят весьма неплохо. Правда, нужно помнить о личности министра иностранных дел Сикорского. Он гораздо более предан отношениям с Вашингтоном, чем его премьер. Не стоит забывать, что Сикорский краткое время был министром обороны в правительстве Качиньского в период бурного развития проблемы ПРО. Вместе с тем «атлантичность» Сикорского имеет и обратную сторону – это гарантия уважения к стратегическому взаимодействию на международной арене.

Что касается восточного измерения, здесь правительство столкнется с наивысшей динамикой независимых от Варшавы факторов. Это в равной степени касается всех трех постсоветских «славянских сестер». Польской дипломатии важно создать механизм постоянного диалога с Россией, что явится залогом успешности всего восточного направления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Пушкинском музее открылась моновыставка Марка Шагала

В Пушкинском музее открылась моновыставка Марка Шагала

0
518
КПРФ попалась в ловушку быстрых отечественных соцсетей

КПРФ попалась в ловушку быстрых отечественных соцсетей

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Алгоритмы замедленных в России интернет-ресурсов не препятствуют левой агитации

0
749
Талибы координируют джихадистский интернационал

Талибы координируют джихадистский интернационал

Андрей Серенко

Боевики из Китая, России, Сирии и Центральной Азии проходят подготовку на базах в Афганистане

0
811
В региональных бюджетах растет дефицит

В региональных бюджетах растет дефицит

Михаил Сергеев

Треть поступлений в субъектах Федерации обеспечивают налоги на зарплаты и доходы граждан

0
885