0
713
Газета Политика Интернет-версия

05.12.2007 00:00:00

Новая политика со старыми проблемами

Артем Мальгин

Об авторе: Артем Владимирович Мальгин - советник ректора МГИМО, кандидат политических наук.

Тэги: лавров, сикорский, туск, переговоры


Послезавтра в Брюсселе пройдет встреча министров иностранных дел России и Польши Сергея Лаврова и Радослава Сикорского. Это будут первые переговоры Сикорского и Лаврова после смены правительства в Польше. Напомним, что по результатам парламентских выборов в октябре этого года премьером назначен лидер «Гражданской платформы» Дональд Туск.

С одной стороны, правительство Туска намеренно рвет с популистской политикой его предшественника Ярослава Качиньского. С другой, польская власть, как и любая власть, не свободна от своего прошлого. Перед новым правительством стоят традиционные дилеммы. В частности, как избавиться от имиджа страны, тормозящей европейскую интеграцию и при этом защитить польские интересы? Как сохранить привилегированные отношения с Вашингтоном и при этом вывести войска из Ирака, а может, даже проявить большую жесткость в вопросах противоракетной обороны? Как улучшить отношения с Россией и по-прежнему проводить активную, зачастую объективно противоречащую официальной Москве линию на европейской части постсоветского пространства и в энергетической сфере?

Многие из этих вопросов, к счастью, могут потерять свою остроту в силу «человеческого фактора» нового премьера и правительственной коалиции в целом. «Гражданская платформа» и ее союзники из «крестьянской» партии в силу меньшей идеологизированности и большей связи с бизнесом менее склонны к оперированию мифологемами, к ориентации на «исторически обоснованную внешнюю политику», на умозрительные проекты строительства высокоморальной «Четвертой Республики».

Заявленные Туском приоритеты внешней политики Польши выглядят весьма прагматично – они стратегически сбалансированы и по-европейски корректны. Коренным отличием от приоритетов прошлого правительства является акцентирование предельной важности для Польши Евросоюза, в том числе в связи с вхождением страны в шенгенскую зону. Важнейшей целью Варшавы определена подготовка к председательству в ЕС в 2011 году. Равно в повестку дня возвращается и определение «восточного измерения» политики ЕС, которое должно формироваться при значительном польском влиянии.

Туск четко обозначил и свои приоритеты – улучшение отношений с Германией при в целом приоритетной роли Берлина и Парижа в европейской политике Варшавы. Не менее ясно сказано о важности хороших отношений с Россией, в том числе в энергетических вопросах. При этом Туск, как и многие типично европейские политики, мягко оставляет за скобками оценку особенностей политического развития нашей страны. Премьер адекватно оценивает ситуацию, говоря о том, что нынешнее состояние российско-польских отношений одинаково портит имидж двух стран в глазах международного сообщества.

Атлантическая перспектива Польши в понимании Туска гораздо более расплывчата, но при этом есть и новые нотки. Польше императивно важно обсудить вопросы системы ПРО в рамках НАТО и с соседями. В позиции нового премьера прослеживается лояльность коллективной солидарности с европейскими и евроатлантическими институтами, а не просто индивидуальному союзу с Вашингтоном. При прошлом же правительстве обсуждался вопрос отдельного от НАТО военного договора между Варшавой и Вашингтоном.

Станет ли все вышеупомянутое реальным содержанием внешней политики? Думается, что на европейском направлении степень совпадения заявленного и реализуемого будет предельно высокой: нормальная Польша в Евросоюзе – мечта многих европейских политиков, которые будут рады этому содействовать. На американском направлении перспективы реализации приоритетов Туска также выглядят весьма неплохо. Правда, нужно помнить о личности министра иностранных дел Сикорского. Он гораздо более предан отношениям с Вашингтоном, чем его премьер. Не стоит забывать, что Сикорский краткое время был министром обороны в правительстве Качиньского в период бурного развития проблемы ПРО. Вместе с тем «атлантичность» Сикорского имеет и обратную сторону – это гарантия уважения к стратегическому взаимодействию на международной арене.

Что касается восточного измерения, здесь правительство столкнется с наивысшей динамикой независимых от Варшавы факторов. Это в равной степени касается всех трех постсоветских «славянских сестер». Польской дипломатии важно создать механизм постоянного диалога с Россией, что явится залогом успешности всего восточного направления.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

На ПМЭФ энергию провозгласили синонимом прогресса

Елена Крапчатова

Академик РАН Александр Дынкин рассказал о главных тезисах доклада Игоря Сечина на  энергетической панели Петербургского экономического форума

0
380
В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

В Киеве анонсировали отставку премьера Шмыгаля

Наталья Приходко

Глава правительства оценил размеры бюджетной дыры на фоне коррупционных скандалов

0
461
Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Список товаров для параллельного импорта обещают обновить к сентябрю

Ольга Соловьева

Объем поставок по альтернативным каналам может превысить 27 миллиардов долларов в этом году

0
444
Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Руководство КПРФ разогревает интерес к XIX съезду

Иван Родин

В региональных отделениях партии стартовало обсуждение политического отчета ЦК

0
510

Другие новости