Россия отказалась исполнять постановления Европейского суда по правам человека еще в марте 2022 года. Фото Reuters
Президент внес 8 сентября в Госдуму законопроект о денонсации Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания. Две недели назад было принято постановление правительства, которое и предложило отказаться от очередного международного обязательства, ставшего ненужным. Причем, как оказалось, дело не столько в выходе России из Совета Европы (СЕ), сколько в недружественной позиции всех евроструктур. Это теперь такая линия внешнеполитической пропаганды: мол, РФ хотела бы остаться и в данном соглашении, но ей опять не позволили.
Инициативу президента Владимира Путина депутаты рассмотрят, конечно, в самом приоритетном порядке.
Судя по всему, примерно в течение недели после того, как Госдума с 16 сентября возобновит свои пленарные заседания. Результаты будущего голосования, естественно, можно предсказать уже сейчас.
По традиции абсолютное большинство в Госдуме складывается именно по тем вопросам, которые, с одной стороны, подтверждают суверенное право России на соблюдение любых ее международных обязательств, а с другой – разоблачают недружественные действия тех или иных внешних сил. Законопроект о денонсации Евроконвенции против пыток четко попадает в данную категорию. Более того, эта инициатива продолжает серию пропагандистских внешнеполитических акций, нацеленных на Евросоюз – нынешнего ключевого противника РФ.
Как уже писала «НГ», в конце августа правительство РФ приняло специальное постановление, в котором была изложена просьба к президенту поставить перед Госдумой вопрос о денонсации Евроконвенции о пытках (см. «НГ» от 26.08.25). Однако никаких аргументов в этом документе не было приведено. А они оказались достаточно любопытными и в таком количестве, которое позволило составить из них настоящую пояснительную записку. Обычно к законам о ратификации или денонсации международных договоров особых пояснений не делается.
И, судя по всему, денонсация пыточной конвенции продолжает ту политику на европейском направлении, которая строится по принципу «с паршивой овцы хоть шерсти клок». В данном контексте речь идет о возможности очередного информационного удара по недружественному России Евросоюзу. Власти РФ считают, что именно после того, как ЕС подмял под себя СЕ, этот орган общеевропейского сотрудничества и превратился в инструмент геополитического давления. По этому поводу даже составлена подробная справка «О выходе России из СЕ». Она размещена на официальном сайте МИД РФ в апреле 2024-го и ежегодно актуализируется.
Пояснительная записка к законопроекту о денонсации Евроконвенции против пыток полностью соотносится с тезисами данной справки. В пользу предлагаемого Госдуме решения приведена цепочка доводов. Во-первых, «вследствие блокировки СЕ процесса избрания нового члена от РФ (в связи с истечением полномочий предыдущего) в Европейский комитет по предупреждению пыток, РФ с декабря 2023 года не представлена в этом комитете и не имеет возможности полноправно и полноценно участвовать в работе данного мониторингового механизма». Во-вторых, «обращения по вопросу обеспечения представительства РФ в Еврокомитете игнорировались, несмотря на предусмотренный Евроконвенцией принцип сотрудничества». И наконец, в-третьих, «данные дискриминационные обстоятельства не только нарушают представительные права России в Еврокомитете, но и подрывают установленный Евроконвенцией механизм взаимного мониторинга соблюдения международных обязательств в сфере защиты от пыток».
То есть получается, судя по пояснительной записке, что Россия, которая объявила о выходе из СЕ 15 марта 2022 года, все-таки, дескать, хотела бы и дальше иметь возможность, например, проверять ситуацию в тюрьмах как Евросоюза, так и других государств. Однако ей это в очередной раз не позволили. Кстати, о посещении российских пенитенциарных учреждений делегациями Еврокомитета тоже давно не слышно. Впрочем, как дается понять в той же справке МИД РФ, все дело в неконструктивном подходе европейцев, к примеру комитета министров СЕ. Это ведь по инициативе именно КМСЕ Россию уже в 2022-м исключили в одностороннем порядке из почти десятка соглашений, которые предполагали участие любых стран.
В мидовском документе на этот счет сказано так: «Россия остается стороной 42 договоров СЕ, открытых для государств-нечленов. Однако антироссийские радикалы добились ограничения ее полномочий в ряде руководящих и мониторинговых органов упомянутых соглашений. Резолюция КМСЕ от 23 марта 2022 года предоставила для этого возможность. 30 июня 2022-го КМСЕ рекомендовал органам этих договоров изучить модальности участия в них России. При этом было предложено идти по пути ограничения прав нашей страны». Как утверждается в справке, «Россия готова продолжать участие в конвенциях, но на равноправной основе, исходя из своих интересов». На любые же попытки ограничить полномочия в этих договорах или использовать их в ущерб России «последует надлежащий ответ – вплоть до их денонсации». Примеры уже данных ответов такого рода там же приведены, так что денонсация пыточной Евроконвенции – это лишь продолжение вполне понятной линии на европейском направлении.
О том, что власти РФ считают это важным делом, говорит тот факт, что правительство составило заключение на президентский законопроект о денонсации, чего совершенно не требовалось. Финансовых затрат предстоящее решение не предполагает, ведь российские выплаты евроструктурам уже прекращены. Хотя если бы такого заключения не было, то не удалось бы узнать, что «денонсация не снизит уровень международно-правовых гарантий в области предупреждения пыток в РФ». Потому что «сохраняется участие в ряде ключевых договоров и протоколов к ним, предусматривающих как материально-правовые стандарты защиты от пыток, так и механизмы контроля за соблюдением данных стандартов».