Красные патриоты Вологодчины разместили Сталина под сенью Ленина. Фото с сайта www.kprf.ru
В КПРФ объявили, что в 2025 году по стране была установлена дюжина памятников Сталину. А 13-й по счету монумент генералиссимусу появился на днях в городе Никольске Вологодской области. Коммунисты, как известно, только что добились от президента РФ слов о возможном в некой перспективе переименовании Волгограда в Сталинград, но, похоже, не намерены организовывать какой-то общепартийной активности в деле сталинизации. Эксперты «НГ» подтвердили: КПРФ опасается делать крупную ставку на Сталина из-за угрозы дальнейшего отпадения своего периферийного электората.
В сквере Никольска после его благоустройства местная партячейка и группа жителей города отпраздновали установку бюста Сталину. На мероприятие прибыл депутат Госдумы от КПРФ Олег Лебедев.
Как сообщается, второй памятник генералиссимусу на Вологодчине создан на средства самих коммунистов, сторонников партии и местных патриотических организаций.
Это уже 13-й по счету монумент, открытый в стране в этом году. Кстати, 23 сентября Сталин, стоящий на одной из центральных улиц Вологды, был признан установленным с нарушением законодательства. Дескать, госконтракт с создателями памятника был заключен властями неправомерно, а значит, документ недействителен, подчеркнул в своем решении 14-й арбитражный апелляционный суд. Впрочем, губернатор Вологодской области Георгий Филимонов уже не раз пояснял: бумаги – бумагами, а вождь СССР останется на своем месте.
Между тем, утверждает сайт КПРФ, в «юбилейный год 80-летия Великой Победы в стране установлено рекордное количество памятников Сталину». Их география такова: по две скульптуры появилось в Московской и Вологодской областях, а также в Чувашии. По одному монументу открыто в Москве, Калининграде, Мурманске, Владикавказе, Улан-Удэ, Мелитополе, а еще в селе Амирово (Башкирия). Прежде рекордным считался 2019-й – 140-я годовщина со дня рождения Сталина. Тогда появилось 11 новых памятников, после чего в последующем их открывали по паре штук в год.
Как указывают коммунисты, в подавляющем большинстве случаев Сталин встает над землей по инициативе снизу, решения властей на этот счет были крайне редкими. «Денежные средства на установку памятников, как принято говорить в таких случаях, собирают всем миром», – сказано на сайте партии. Более того, там честно отмечено, что большинство памятников установлено на частных территориях, а значит, без согласования с местными администрациями. Напомним, например, что именно по такой схеме уже несколько лет идет сооружение Сталин-центра в городе Бор Нижегородской области (см. «НГ» от 25.09.24). В целом же на осень 2025 года в России насчитывается около 110 памятников Сталину. Лидером среди регионов считается Северная Осетия, здесь таковых более 20. На втором и третьем местах Дагестан и Якутия, в каждом из этих субъектов РФ примерно по десятку Сталиных.
Как известно, сталинизацией страны КПРФ занимается и без затрат на монументальную живопись. Например, на недавней встрече с президентом Владимиром Путиным лидер КПРФ Геннадий Зюганов опять заявил о необходимости переименовать Волгоград в Сталинград. И получил на это ответ: «Возвращение имени Сталинград сегодня городу Волгограду – это прежде всего, конечно, должно решаться на региональном уровне». Логично было бы, если коммунисты уже начали бы вырабатывать план по агитации волгоградцев. «НГ» поинтересовалась в КПРФ, что партия в целом собирается сделать для сталинизации всей страны.
Член ЦК, депутат Госдумы Денис Парфенов пояснил: «Неправильно думать, что это КПРФ пытается навязать обществу сталинизацию, это запрос со стороны общества. Это потребность в социальной справедливости и сильном государстве, которые сочетал в себе СССР Сталина. КПРФ просто отвечает на запрос снизу. А то, что люди, ностальгируя по советской эпохе, идут к коммунистам, вполне логично». Однако он признал, что какого-то глобального плана у КПРФ нет, хотя партия и дальше будет помогать гражданам с их сталинскими инициативами. Что же касается Сталинграда, то, заметил Парфенов, «будем работать с общественным мнением и по чуть-чуть стремиться переломить ситуацию – семинары, публикации, круглые столы, лекции, собрания, то есть уровень идеологический».
Член президиума ЦК, руководитель аналитического управления КПРФ Сергей Обухов заметил «НГ», что коммунисты и власть хотели бы реабилитации имени Сталина по разным причинам. «Для власти имя Сталина означает единоличное правление и безоговорочное подчинение, наведение порядка, законченную вертикаль власти, безотносительно идеологии. Но для нас образ Сталина – это эпоха, которая сочетала социальную справедливость и державность, защиту национальных интересов. Поэтому имя Сталина – это инструмент в борьбе за наши идеалы. Хотя мы действительно не можем обходить тему репрессий, мы предлагаем вспомнить формулу, предложенную еще Мао Цзэдуном: Сталин на 70% был прав и на 30% не прав. Что, кстати, потом использовалось самими китайцами в отношении Мао».
«НГ» спросила экспертов, по какой причине КПРФ не спешит разворачивать общефедеральную деятельность по сталинизации. Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заметил: «На самом деле коммунисты делают все, что может политпартия – и риторика есть, и памятники есть, и требования о переименованиях». Но он напомнил, что по Волгограду проблема в том, что по замерам ВЦИОМ 2023 года две трети респондентов были против Сталинграда. А потому «сталинистская кампания» имеет хотя и активный, но исключительно нишевый вид». Макаркин подчеркнул, что это направлено только на ядерного избирателя партии, ведь наибольшая часть периферийного электората и даже часть актива, похоже, сталинизацию не принимает, хотя, вероятно, и по разным основаниям. «Многие поддерживают КПРФ как оппозиционную партию, но ждут от нее ответов по социалке, экономике, росту цен, выборам, власти и т.д. А им вдруг предлагают лишь Сталина. Поэтому федеральная кампания означала бы полный уход в историю, отпугнув значительное число сторонников, чего КПРФ никак не хочет», – заявил «НГ» Макаркин.
Генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин пояснил «НГ»: «Для коммунистов Сталин – это не прошлое, а политический потенциал, который можно экстраполировать на партию и в наше время. Чтобы КПРФ была не только партией Ленина или, скажем, Зюганова, но и Сталина». При этом он сомневается, что, например, администрация президента будет этому как-то препятствовать: «Скорее этот процесс тормозит сама КПРФ. Тут как с золотодобытчиками, которые нередко думают, что наконец нашли жилу, но потом оказывается, что она пуста или там ложное золото. Вот коммунисты и не спешат выкладываться на полную мощь, ведь это вполне может оказаться электорально пустая тема. И ставить на нее все ресурсы без гарантии успеха они не хотят».