0
250
Газета Политика Печатная версия

25.09.2025 20:42:00

Выход из-за решетки на СВО стимулируют большим сроком за дезертирство

Верховный суд РФ убедил правительство ужесточить уголовную ответственность для особой категории контрактников

Тэги: сво, альтернатива посадки, ук, ужесточение ответственности за воинские преступления, констрактники, осужденные


сво, альтернатива посадки, ук, ужесточение ответственности за воинские преступления, констрактники, осужденные Осужденные и обвиняемые подписывают контракты не только по патриотическим или финансовым соображениям. Фото агентства городских новостей "Москва"

В Госдуме 25 сентября стартовала процедура рассмотрения правительственной инициативы о внесении изменений в Уголовный кодекс (УК) РФ для ужесточения ответственности за ряд воинских преступлений всего для одной категории контрактников. Речь идет о статьях УК 337, 338 и 339 – соответственно самовольное оставление места службы, дезертирство и уклонение от исполнения обязанностей путем симуляции болезни или иными способами. Эти положения УК дополняются более жесткими сроками лишения свободы для тех, кто вышел послужить стране из-за решетки или из-под суда либо следствия. То есть для выбравших СВО в качестве альтернативы посадке. Правительство сначала планировало скорректировать лишь статью УК о дезертирстве. Однако Верховный суд (ВС) РФ указал, что самовольщиков в несколько десятков раз больше, а есть еще и симулянты.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин направил законопроект правительства в комитет по государственному строительству и законодательству примерно через сутки после того, как тот поступил на Охотный Ряд. Эта пауза скорее всего объясняется вовсе не невниманием к такой важной инициативе, а как раз весьма серьезным отношением к ней. Кабинет министров, кстати, тоже вовсе не с лету внес в парламент соответствующие поправки в УК об ужесточении ответственности за отдельные преступления против военной службы.

Это подтверждается датой, которая стоит на имеющемся в пакете документов официальном отзыве ВС РФ. Ответ оттуда правительству ушел 17 января 2025 года, что означает: сама инициатива была вчерне составлена еще прошлогодней осенью. Однако появилась в парламенте она только сейчас, из-за чего, как представляется, это выглядит неким крайним решением, принимать которое власти, видимо, все-таки не очень хотели. Или все же, наоборот, готовили его заранее – возможно, в соответствии с прогнозом о сроках максимального обострения проблемы, разрешаемой этими поправками в УК?

Особенность статуса этого вроде бы обычного законопроекта подчеркивает, судя по всему, еще одна деталь, которую редко можно узреть в публично рассылаемых официальных бумагах. В обязательном перечне представленных в Госдуму сопроводительных документов рядом со все тем же отзывом ВС РФ значится отметка «несекретно». А из самого отзыва становится понятно, что сначала правительство собиралось поправить только ст. 338 УК РФ «Дезертирство». Из высшей судебной инстанции, которая обязана оценивать все инициативы по поводу УК, ответили, что в целом проект закона «представляется актуальным и своевременным», но как бы недостаточно широким и, следовательно, жестким. Потому что уголовно-правовая охрана порядка пребывания на военной службе реализуется, дескать, еще и через ст. 337 и 339 УК. То есть через наказания соответственно за «самовольное оставление части или места службы» и «уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами».

А затем в отзыве судебной власти значится та ключевая фраза, которая, видимо, и сподвигла власть исполнительную на доработку своей инициативы. «Совершение в особые периоды указанных преступлений категорией лиц, обозначенных в законопроекте, наряду с дезертирством также посягает на военную безопасность РФ, особенно учитывая соотношение преступлений, предусмотренных ст. 338 и 337 УК РФ, с преобладающим наличием последних в несколько десятков раз», – пояснили в ВС РФ. Что же касается особой категории военнослужащих, совершающих, как видно, нередко те или иные воинские преступления, то на правовом языке она обозначена так: во-первых, это лица, освобожденные от наказания условно в соответствии со ст. 80.2 УК, а во-вторых, это лица, в отношении которых производство по уголовному делу приостановлено по ходатайству командования воинской части в случаях, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом. Ну а сказать проще, то это заключенные, подсудимые и подследственные, которые предпочли контракты на СВО отсидкам в СИЗО или колониях.

Как указывает правительство в пояснительной записке к законопроекту, он необходим «для создания дополнительных гарантий обеспечения военной безопасности РФ и обороноспособности страны в период мобилизации или военного положения, в военное время либо в условиях военного конфликта или ведения боевых действий». Так что спецоперация не упоминается, но ясно, что подразумевается. Если же посмотреть на то, в чем суть этих дополнительных гарантий, то становится понятно, что они будут реализованы одним способом. За совершение одного и того же воинского преступления «контрактников из-за решетки» станут наказывать не только строже, чем, к примеру, мобилизованных или прочих военнослужащих, но и вариативнее.

Скажем, обычному бойцу за самоволку от двух до 10 дней грозит срок до пяти лет, а «особым» – от двух до шести лет. Оставление части длительностью более 10 суток, но не более месяца, теперь будут тоже отличаться. В обычном случае предусмотрена посадка до семи лет, в случае же бывших осужденных и обвиняемых – от трех до восьми лет. Более чем месячная отлучка по общему правилу наказывается лишением свободы от пяти до 10 лет, а по будущему особому подходу – от семи до 12 лет. За дезертирство же в нынешнее сложное время большую часть военных смогут покарать сроком от пяти до 15 лет, но тюремным контрактникам обещан диапазон от 10 до 20 лет. И последнее уточнение: если обычным уклонистам в условиях боевых действий по нынешней редакции УК могут назначить срок от пяти до 10 лет, то симулянтам пенитенциарного происхождения, а также, видимо, разного рода взяточникам и расхитителям бюджета будет положено от семи до 12 лет. 


Читайте также


Издание целиком из любви

Издание целиком из любви

Наталия Набатчикова

В Доме-музее Василия Пушкина вспоминали художника-иллюстратора Юрия Иванова

0
272
Зеленский готов провести выборы

Зеленский готов провести выборы

Наталья Приходко

Для этого президенту Украины нужны перемирие и поддержка союзников

0
1614
Молдавское яблоко катится в ЕС, а польское – в Кишинев

Молдавское яблоко катится в ЕС, а польское – в Кишинев

Светлана Гамова

Картошкой бывшую союзную республику кормят Белоруссия и Украина

0
1499
Чехия оказалась на пороге перемен во внешней политике

Чехия оказалась на пороге перемен во внешней политике

Надежда Мельникова

В кресло премьера стремится политик, пользующийся репутацией противника помощи Украине

0
2608

Другие новости