Антидроновыми ружьями предполагается оснастить охранные подразделения различных критически важных структур.
Фото с сайта www.nao24.ru
На заседание Госдумы 19 ноября все-таки вынесен законопроект о праве Центробанка РФ нацелить свою ведомственную охрану на противодействие беспилотникам. Однако работа в этом направлении только начинается. Правительство требует, чтобы ко второму чтению были учтены различные нормативно-правовые нюансы, а в список обладателей антидроновой ПВО включены еще один госбанк и некое учреждение спецпочты. Инициатива парламентариев появилась три месяца назад – и теперь будет обсуждаться как минимум до конца года. Так что вроде бы необходимое оперативное решение погрязло в глубинах госбюрократии. А там потонуло навсегда или изменилось до неузнаваемости не одно подобное предложение.
Поправку в ст. 86.1 закона о Центральном банке РФ группа депутатов и сенаторов внесла в Госдуму еще в начале августа этого года. Коллектив авторов возглавил председатель комитета ГД по финансовому рынку Анатолий Аксаков. Поэтому вполне можно было предположить, что инициатива согласована со всеми инстанциями, включая и силовиков. Однако оказалось, что расширение борьбы с украинскими беспилотниками до всероссийского масштаба – это, видимо, несколько менее важное дело, чем учет разного рода бюрократических тонкостей, а также внутри- и межведомственных интересов.
Поэтому первое чтение законопроекта назначено лишь на 19 ноября, а чтение второе скорее всего до конца этого года и не случится. Так что ведомственной охране Банка России и его дочернего подразделения «Росинкас», разъезжающей по всей стране на броневиках, разрешат собственную антидроновую ПВО только уже в 2026-м. При этом из предлагаемой поправки и даже будущих дополнений не становится понятным, как будет организовано противодействие вражеским БПЛА и какими средствами поражения.
Все подобные подробности по традиции отнесены к ведению подзаконных актов, которые потом примет как сам ЦБ, так и правительство, а следом за ними – и все остальные задействованные госорганы и госучреждения.
|
|
Ведомственная охрана Центробанка РФ будет отвечать и за защиту от нападений с неба. Фото Reuters |
Кабинет в своем официальном отзыве с такой проблемой согласился, одобрил и законодательный подход к ее разрешению, но указал, что предлагаемая поправка не даст возможности руководству ЦБ определить, как охранники и инкассаторы смогут вести борьбу с дронами и кто станет отвечать как за нее саму, так и за ее возможные последствия. Видимо, имелись в виду те самые обломки беспилотников, которые обычно и становятся источником всяческих неприятностей, происшествий, а то и разрушений разных объектов. Поэтому правительство указало депутатам, что надо напрямую прописать в законе о Центробанке подобное организационное полномочие. А к числу тех, кто сможет выстраивать ведомственную ПВО, добавить еще один банк общегосударственного значения и некую «организацию специальной почтовой связи». Также в правительстве выразили пожелание увидеть ко второму чтению бланкетную норму, которое отсылало бы все вопросы к его собственному постановлению по антидроновой защите критически важной финансовой инфраструктуры.
Комитет Госдумы по финансовому рынку, который почему-то остался исполнителем законопроекта, хотя тот, наверное, целесообразнее было бы передать комитетам по безопасности или обороне, со всеми замечаниями сверху, конечно, согласился. Но уже понятно, что их реализация займет немало времени, причем итоговый текст законодательного акта вовсе не предопределен. Такая история уже случилась в апреле этого года, когда Госдума взялась за правовое оформление права предприятий топливно-энергетического комплекса вложиться в корпоративную ПВО (см. «НГ» от 09.04.25). Причем инициировало такую новацию само правительство – чтобы потом ее практически полностью дезавуировать. Напомним, что в результате весь законопроект свелся к одному тезису о случаях «пресечения нахождения беспилотных воздушных судов в воздушном пространстве органами государственной власти, организациями и лицами, на которые законодательством РФ возложены такие полномочия».
В целом за эту деятельность именно с главной технической стороны, как известно, отвечают Минобороны и – частично – Росгвардия. То есть именно в их распоряжении имеются соответствующие вооружения, радиоэлектронное оборудование различного назначения и, наконец, дроны-перехватчики. Делиться же не столько полномочиями, сколько именно таким добром с кем-то еще военизированные ведомства, похоже, не хотят. Однако и самостоятельно прикрыть всю страну до ее мельчайших подробностей они объективно не могут. И получается, что власти опасаются призвать к походу на вражеские БПЛА не только широкие народные массы, но и, по сути, свои самые проверенные госструктуры, обладающие необходимыми кадрами.




