Лозунг фольклорного фестиваля совпадает с основным постулатом государственной стратегии.
Фото РИА Новости
Президент РФ подписал указ «О стратегии государственной национальной политики РФ до 2036 года». Нынешняя стратегия завершает свое действие в 2025-м. Данных о ее эффективности, видимо, не будет, но в новую введен раздел с показателями. Скажем, уровень общероссийской идентичности должен быть не менее 95%. Весьма амбициозно и обязательство снизить долю граждан, допускающих серьезные конфликты на этнической почве. К концу полномочий Владимира Путина таковых россиян должно быть не более 15%. Сам же документ отличается от предшественника, например, вниманием к подрывной деятельности внешних сил и историческим землям России. При этом, судя по тексту, в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях нет ни украинцев, ни необходимости их интеграции.
Указ президента № 858, подписанный вечером 25 ноября, занимает более 30 страниц. То есть текст новой стратегии нацполитики получается несколько более объемным, чем действующий до конца этого года. Нынешняя стратегия, напомним, стартовала еще в 2012-м, правда, изменения в нее вносили не раз. Например, после присоединения Крыма к России в 2014-м. Существенная корректировка документа произошла и в 2018 году – именно тогда там появились два действительно стратегических раздела. Первый – это целевые показатели реализации, второй – ожидаемые результаты такой реализации.
Впрочем, численных значений в пока еще актуальную стратегию нацполитики тогда добавлено так и не было. Но зато они присутствуют в только что утвержденном указе. Скажем, к концу 2036-го планируется довести «общероссийскую гражданскую идентичность (гражданское самосознание)» до уровня не менее 95%. Кстати, определение этой субстанции по сравнению с прошлым изменилось если и не кардинально, то существенно, расширившись в соответствии с текущим моментом.
Ранее формулировка была такой: «Осознание гражданами РФ их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества». А стала следующей: «Осознание гражданами РФ своей принадлежности к российскому государству, российскому народу, обществу, ответственности за судьбу страны, готовности вносить личный вклад в ее развитие, необходимости соблюдения прав, свобод и обязанностей граждан, а также приверженность традиционным российским духовно-нравственным и культурно-историческим ценностям».
Напомним, что упомянутые в последней строке ценности теперь указываются в любом стратегическом государственном документе, к примеру, посвященном национальной безопасности или, допустим, борьбе с экстремизмом. Межнациональные отношения – это как раз та сфера, где радикализм имеет почву для возникновения. Поэтому в новой стратегии определен и такой показатель, как «доля граждан РФ, допускающих возникновение серьезных конфликтов на национальной (этнической) почве в месте своего проживания». К 2036 году таковых должно остаться не более 15%. Соответственно все остальные будут значиться в строке «положительно оценивающих отношения между представителями различных национальностей в месте своего проживания». Достаточно высокую планку стратегия ставит и для других показателей: не менее 80%, удовлетворенных качеством обеспечения своих национально-культурных потребностей, не менее 90% тех, кто не чувствует в отношении себя никакой дискриминации – ни по национальности, ни по языку.
Так что новому президенту РФ со второй половины 2036-го в сфере межнациональных отношений в принципе уже не будет особо чем заниматься. Если, конечно, он не поставит себе цель стремиться здесь к идеалу. Или же не окажется большим националистом, чем нынешний глава государства. Потому что вот доля мероприятий, проводящихся по всей стране для популяризации русской культуры, почему-то определена весьма низкой – всего лишь не менее 50%. В стратегии, кстати, указывается, что к русским причисляют себя 80,85% (по результатам переписи населения 2021 года. – «НГ»).
Национально ориентированная часть общественности по этому поводу уже сильно забеспокоилась, придя к предварительному выводу о том, что документ, похоже, составляли разные команды специалистов. В этом, конечно, виделся намек на то, что причина разноголосицы – это не столько эксперты, сколько ангажировавшие их внутривластные группы.
Впрочем, данная тема пока остается до конца не проговоренной. Тем более что о необходимости поддерживать государствообразующий народ в документе говорится неоднократно. Это многих вроде бы и примирило с некоторым принижением русской культуры, однако потом они все равно расстроились. Поскольку буквально следом в документе идет раздел о настоятельной необходимости адаптации иностранных граждан, чтобы по максимуму интегрировать их в российское общество.
|
|
Президентский Совет по межнациональным отношениям 5 ноября одобрил основные положения будущего указа. Фото с сайта www.kremlin.ru |
Между тем в контексте интеграции исторических земель стратегия содержит ряд показательных тезисов. Например, о том, что условием для этого должна быть политика «защиты русскоязычного населения воссоединенных с Россией территорий, его освобождение от многолетней дискриминации и насилия на этнической и религиозной почве со стороны неонацистского руководства Украины». И это, кстати, единственное употребление данного названия или выводимых из него других слов. Таким образом, документ, как представляется, фактически декларирует, что в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях то ли уже сейчас нет этнических украинцев, то ли их в перспективе не будет по тем или иным причинам. А это значит, что и украинскую культуру, наверное, не стоит вовлекать в состав культуры общероссийской. Возможно, тут налицо следствие тезиса на тот счет, что русские и украинцы составляют все-таки один народ, а не два, пусть и братских.
И в общем-то понятно, по какой причине от концепции братства этих двух народов российская власть вполне могла отказаться по умолчанию. Дело в том, что в стратегии нацполитики до 2036 года весьма много сказано об опасности внешнего враждебного давления на страну и ее уникальное для всего остального мира межнациональное единство. К примеру, в документе можно прочитать о том, что есть «предпринимаемые недружественными иностранными государствами усилия по дестабилизации межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных отношений, расколу российского общества и нарушению его внутреннего единства». При этом прослеживается «возникновение очагов межнациональной (межэтнической) и межрелигиозной розни в результате попыток переноса зарубежных межнациональных (межэтнических) и межрелигиозных конфликтов на территорию РФ». Имеются и «участившиеся попытки распространения, в том числе отдельными иностранными гражданами и лицами, приобретшими гражданство РФ, идеологий терроризма, экстремизма и неонацизма, русофобских взглядов, радикальных идей, основанных на национальной и религиозной исключительности».
Не меньшая угроза – это, конечно, и «нарастающая в международном пространстве русофобия, дискредитация русского языка и культуры, традиционных для России религий, активизация усилий по искажению исторической правды и уничтожению исторической памяти о Великой Отечественной войне, других значимых событиях российской истории и роли в этих событиях народов России». А также «последствия распространения антироссийской пропаганды и провоцирования религиозной розни на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей», «гиперболизация региональных и этнических интересов, в том числе вследствие внешнего деструктивного информационно-психологического воздействия». И понятно, что в целом проблема тут из-за «частичной утраты этнокультурного наследия, размывания традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, в том числе вследствие глобализации и насаждения чуждых российской нации идеалов и ценностей».

