0
5806
Газета Антракт Интернет-версия

03.02.2006 00:00:00

Как воспитывали Дмитрия Назарова

Тэги: назаров, театр, спектакль, ардан


назаров, театр, спектакль, ардан Дмитрий Назаров: 'Я уже прошел этап беспрекословного подчинения'.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)

– Дмитрий Юрьевич, когда вы играете Деда Мороза – дети верят, что вы и есть настоящий волшебник с мешком подарков?

– Разговор о Деде Морозе с людьми достаточно циничными, коими являются представители средств массовой информации, – невозможен. У людей не было детства, не верят они в существование Деда Мороза!

– Это вы о журналистах?

– Но вы ведь считаете, что я Деда Мороза – играю. Значит, не верите в Деда Мороза. А он есть, живет в Великом Устюге. Есть – и все, понимаете?

– Снимаем эту тему. Вы москвич?

– Да. И ой как нас мало, москвичей┘

– То есть?

– Я думаю, что на сегодняшний день те из москвичей, кто пробился на сцену и чего-то достиг, – это гораздо более ценно, чем пробившиеся в звезды провинциалы. Вы посмотрите, кто из популярных людей где родился и откуда приехал. Москвичей – очень мало.

– Вы относитесь к себе как к маститому актеру?

– (Вздыхает.) Каждая новая роль – экзамен, и актер постоянно должен доказывать, что он не верблюд. Хотя уже доказал это сотни раз! Но парадокс нашей профессии в том, что чем больше ты преуспел – тем меньше прав у тебя на ошибку.

– Если вас не устраивает игра партнера, вы ему об этом скажете или промолчите?

– Нельзя говорить партнеру: «Братец, ты все не так делаешь. Наверное, ты дурак». Если ты не вышел на открытый конфликт – надо уметь мягко объяснять человеку, что он со своей колокольни не видит, не слышит┘ ну и так далее.

– У вас часто бывают конфликты?

– Бывают. И я тогда говорю человеку: «Это твоя жизнь и твоя роль. Делай все что хочешь и со своей жизнью, и со своей ролью». А вот чтобы предупредить конфликты – важно перед началом репетиций или съемок понять, какая будет компания. С кем придется работать.

– Это так важно?

– Еще как! Театр и кино – ансамблевое искусство. Без компании там ничего не сделаешь. Но талантливому человеку я готов простить все – даже то, что он в жизни негодяй.

– Простить негодяя? Разве талант так дорого стоит?

– В жизненной ситуации я его не прощу. А в творчестве – смирюсь. Ну вредный он человек, но с ним интересно работать, и он делает свое дело замечательно.

– Довольно циничный подход к людям┘

– Какой же это цинизм? Это работа.

– Недавно вы играли в оратории Артюра Онеггера «Жанна д'Арк на костре» вместе с Фанни Ардан. Руководил проектом Владимир Спиваков, режиссировал – Кирилл Серебренников. Все монологи российские актеры говорили на французском языке. Как вы с этим справились?

– Когда-то я учился в спецшколе, изучал французский┘ Подзабыл кое-что, но когда был во Франции, меня понимали. Если б я не знал языка, я бы не ввязался во всю эту историю.

– А Фанни Ардан стремилась понять «ломаный» французский наших актеров?

– Разумеется, она очень старалась нас понять и услышать. Со второго дня она уже все сообразила и перестала пользоваться переводчиком.

– Вы общались с ней на посторонние темы?

– Только по делу. И только в репетиционном процессе.

– Говорят, Владимир Спиваков посоветовал ей много плакать на сцене, чтобы произвести больший эффект на отечественную аудиторию?

– Нет, Спиваков ей сказал другое: грызи ногти. Потому что в жизни она постоянно грызет ногти, особенно когда волнуется┘ Она вся совершенно искусанная (смеется). Вот эту деталь Спиваков очень точно «надел» на образ Ардан. Ей ведь нужно было играть девочку, а она зрелая женщина. Но как только Фанни начинала грызть ногти – все вставало на свои места.

Ну а вообще у Ардан отвратительно маленький театральный опыт. Это, конечно же, не театральная актриса. Пока┘ (Смеется.) Если она продолжит, как мне обещала, заниматься театральным делом, то благодаря ее большому киношному опыту, ее интеллекту и таланту – она и эту профессию освоит.

– Если бы не вы, не ваш мужской шарм и изысканный аристократизм – думаю, Ардан на сцене было бы весьма одиноко.

– Ну, не знаю, может быть, с Депардье ей было бы тоже неплохо┘ (Смеется.)

– Скажите честно, вы играли в спектакле или своей колоритной фигурой создавали общий атмосферный фон для комфортного существования Фанни Ардан?

– Я играл. Играл попытку облегчить смерть Жанне д'Арк, пока не убедился, что эта девочка не нуждается ни в чьей помощи.

– У вас было много совместных репетиций с Ардан?

– Нет. Дня три┘

– Это прихоть звезды – появиться всего за три дня до премьеры?

– Нет. У нее просто не было другой возможности. Она до этого репетировала в Париже со Спиваковым, он ее натаскивал очень долго.

– Вы комплексовали, играя с Ардан?

– Нет. Я знал, что это для меня событие, но не ах какое. Разве это можно сравнить с «Отелло»? Или с «Лесом»? Что тут было задействовано – память и опыт. Конечно, было интересно. Но в процессе репетиций я постоянно приговаривал: «Никогда больше. Только на русском и только в театре или кино. Никаких ораторий».

– А как вела себя Ардан?

– Она как осиновый лист дрожала, боялась как заяц! И тоже ходила и все время приговаривала «мерд, мерд, мерд», то есть «дерьмо, дерьмо»... (Смеется.)

Но вот когда спектакли закончились, стало жалко┘

– Неужели так втянулись?

– Да я после первого же спектакля сказал: «Все, ухожу в оперу!», потому что столько цветов даже Элина Быстрицкая в лучшие годы не получала! А какие в опере поклоны! Какие долгие аплодисменты! (Смеется.) Какие громкие крики «браво»!

– Отношения с Фанни Ардан как-то продолжаются?

– Все почему-то считают, что я должен с ней общаться. Мы недавно ездили в Париж, и меня друг спрашивает: «Ты будешь Фанни звонить?» Куда? У меня нет даже ее телефона┘ Всем кажется, что это странно. Даже мне иногда так кажется – ведь мог бы! Но с другой стороны – зачем?

– Ну, все-таки вместе играли. Она после каждого спектакля вас особенно тепло благодарила┘

– Да ну┘ сыграл вместе с Ардан, Бог мой┘

– Вы болели «звездной болезнью»?

– В легкой форме. Выражалось это в том, что я два или три раза куда-то опоздал и не очень стыдился по этому поводу. Когда я себя на этом поймал, то сказал: «Ну, Дима, ты «зазвездел»! И осадил себя. Опять же – я благодарен педагогам, которые говорили: как только начнет кружиться голова, вспомни пять или шесть имен гениальных актеров. Более талантливых и удачливых, чем ты, более именитых – и ты больше не на Олимпе, а на земле.

– Смерти боитесь?

– Наверное, да. Но пока рано об этом говорить?

– А смерть ваших ролей или спектаклей вас не пугает?

– Есть несколько мнений: одно, что спектакль умирает в день премьеры, а другое – что спектакль растет, развивается, стареет, а потом и умирает. Когда я играл в «Царе Федоре», у меня было ощущение, что я копошусь в вонючем трупе┘

– Это вы о спектакле Малого театра, который идет уже тридцать лет?

– Да. Играть в таком полумертвом спектакле – ужасно! Смысл только один – попасть в Книгу рекордов Гиннесса, потому что так долго не живут┘

– Я наблюдала, как вы репетируете в МХТ «Лес», и мне показалось, что вы внутренне не соглашались с тем, что хотел от вас режиссер Кирилл Серебренников. Почему вы не спорили с ним?

– Какие-то отрывки из «Леса» Кирилл поставил с американцами и хотел перенести на нашу сцену. Но это невозможно, потому что даже языковые интонации у нас и у американцев – разные. В таких случаях спорить бессмысленно, надо подолгу переубеждать режиссера, что он может быть не прав. В чем-то он уступает, в чем-то нет. Кирилл, кстати, тем и интересен, что его буйная и неукротимая фантазия – это не ультимативное задание, а предложение к действию. Сумел оправдать то, что он навыдумывал, – победа. Не сумел – вставной номер. Обычно с маститыми режиссерами трудно именно молодым артистам – мне попроще. Я уже прошел этап беспрекословного подчинения, когда работал в Малом театре. Это была школа!

Почему я с Серебренниковым не спорил? Я был воспитан педагогами так: надо слушать все замечания, а дальше отфильтровывать. Отказываться от замечаний, которые высказывает не очень умный и не очень талантливый человек, неправильно, потому что в его словах может содержаться мудрое и здравое зерно. Поэтому я слушаю всех. Но у кого-то не было моих педагогов, и его этому не научили. Соответственно, замечаний лучше не делать людям, которые не любят их выслушивать.

– А как реагируют на буйную фантазию маститых режиссеров молодые актеры?

– Ужасно. Они хлопают глазами от страха, говорят – «да, да, да...», хотя ничего не понимают┘ А маститому возражать – опасное занятие. Он сам себе семи пядей во лбу!

– Назовите, пожалуйста, издержки популярности, с вашей точки зрения?

– С популярностью приходят такие издержки (вздыхает), как интервью┘

– Я бы поспорила!

– А вы попробуйте? Не получится. Потому что вы прекрасно понимаете, что никаких сокровенных вещей вам ни один нормальный человек не скажет. А кидать слова в воздух, чтобы удивить людей фактами из своей биографии, – смысла не вижу!

– Вы выбрали публичную профессию. Даже политики обязаны показываться перед электоратом «без галстука».

– Меня этому не учили.

– Традиционный вопрос для таких «любителей» интервью, как вы. А не считаете ли вы своим долгом высказаться о политической, социальной ситуации в стране? Ведь люди зачастую ценят мнение кумира выше собственного?

– Я высказывался – вырезалось все напрочь! Или так «подстригалось», что получалась «слюнявая» демагогия.

– Попробуем? Может, на сей раз ничего не вырежут?

– Я повторю то, что говорил не однажды. У нас нет пресловутой национальной идеи. Пресловутой, потому что в какой-то момент фильм «Сибирский цирюльник» был чуть ли не базовой национальной идеей. У нас нет госзаказа на производство культурных ценностей. Идут только игры продюсеров – кто во что горазд. Сначала я считал, что это равнодушие властей предержащих, а потом понял, что это замечательная, тонко спланированная тактика и политика государства, работающая на разобщенность нашего общества. На разъединение. Как только народ почувствует себя одним целым – с ним не справиться. Оранжевые революции будут происходить поочередно – от оранжевой к синей, потом к фиолетовой, к желтой и так далее┘ Мне сейчас предлагают озвучивание фильма «Власть толпы» на Первом канале – очень умное и содержательное кино. Я отказался, потому что вся эта история направлена на одно: «Люди, не ходите в толпу. Категорически бойтесь толпы. Вот видите, там человек десять столпились? Бегите от них домой, поджав хвост». Мне не по сердцу такая государственная политика. И совсем не от равнодушия появляются «Бригады», «Бумеры»┘ Все это запускается сознательно, с молчаливого согласия власти.

– Вы своего ребенка в толпу пустите?

– 15 лет одному и 6 другому – что им в толпе делать?

– Учиться отстаивать свои права┘

– А мы попадаем регулярно в толпы – елки, детские праздники, Диснейленд┘ (Смеется.)

– Есть ли у вас надежда на позитивные изменения в социуме, в культуре? Ведь многие западные политики пророчат России полный развал.

– (Машет рукой.) Слушайте, где великий Египет, где великий Рим? Где?! А что такое современная Европа? Музей. И Америка медленно подходит к своему закату. Их время прошло. А наше еще не настало. Мы, конечно, не доживем, но когда-нибудь и Зимбабве будет сверхдержавой. Но до этого наступит время великой России!


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2329
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5160
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2858
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3300

Другие новости