0
1037
Газета Антракт Интернет-версия

31.03.2006 00:00:00

Последователь Маркса

Тэги: шахназаров


шахназаров Карен Шахназаров: 'Я не чиновник'.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

– Карен Георгиевич, сначала вы были просто хорошим кинорежиссером. Потом заняли пост генерального директора «Мосфильма». Теперь вот вошли в Общественную палату. Что подтолкнуло вас к столь крутому жизненному виражу?

– Во-первых, особенно крутого виража не случилось. Я не перестал снимать кино и делаю это с той же периодичностью, что и в молодости: снимаю один фильм примерно раз в два года. Подчеркиваю, я не чиновник. Я – менеджер. Бизнесмен. Государство ни копейки не дает «Мосфильму», и все, что мы имеем, заработано мной и моими коллегами. Мы существуем в рыночной экономике и занимаемся честным бизнесом, пытаясь найти средства для сохранения всего лучшего, что было в нашем кино. А бизнес, между тем, это не менее интересное и творческое занятие, чем кино снимать. И я благодарен судьбе, которая дала мне шанс попробовать себя в разных ипостасях. А в Общественную палату меня выбрали, и это было приятно. Отказываться не стал. А зачем? Вдруг удастся использовать присутствие в данной организации во благо нашему кино? К Общественной палате сегодня довольно противоречивое отношение, особенно у журналистов. Но есть факт, вызывающий уважение: там никто и никому не запрещает свободно высказываться. Другое дело – будут ли мои или чьи-то высказывания услышаны законодателями. Надеюсь, удастся достучаться до правительства.

– Ваши последние предложения, сделанные с трибуны Общественной палаты?

– Знаете, у нас в стране не так давно был принят закон о конкурсе. Он парализовал весь творческий процесс в искусстве. Например, Эльдар Рязанов приносит сценарий в Госкино, и Госкино принимает заявку Рязанова. Но! При этом Госкино обязано объявить конкурс, после которого может сложиться следующая ситуация: новый закон требует от всех работников культуры отдавать предпочтение проектам с урезанным бюджетом. А посему, если вдруг найдется некий Пупкин, который предложит снять фильм, заявленный Рязановым, за меньшие деньги, Госкино вынуждено будет отказать Рязанову, сказав ему: «Увы, фильм будет снимать Пупкин, потому что он очень экономный человек». (Улыбается.) Рязанов возразит, возмутится: «Но я же принимал участие в разработке сценария┘» – и так далее. А закону о конкурсах все равно, кто будет режиссером: профессионал с именем или «инкогнито из Петербурга». Другой пример: Петр Фоменко принесет в театр икс шекспировского «Макбета» и скажет: «Буду ставить». Но Министерство культуры должно объявить конкурс и поставить жирный вопрос: будет ли Фоменко ставить «Макбета» или режиссер, который предложит более выгодные материальные условия. И мой основной пафос сегодня – борьба с этим законом.

– Насколько вы смелый человек?

– Я, конечно, не труслив, но, скажем, если начнется бомбежка – я не знаю, как себя поведу. Человек – сложное существо, и что он сделает в той или иной ситуации – предсказать невозможно. Поэтому не следует как переоценивать себя, так и недооценивать. Надо уметь быть адекватным и уважать себя. Хотя стопроцентного уважения нормальный человек к себе не испытывает – это похоже на болезнь, на нарциссизм.

– Много ли положительных качеств личности зависит от семьи, от воспитания?

– Много!

– Ваш папа, Георгий Шахназаров, был сподвижником Михаила Горбачева. Как бы вы оценили реформаторскую деятельность отца с точки зрения сегодняшнего времени?

– Я даже не знаю, как сформулировать ответ на ваш вопрос. Думаю, что отец не был реформатором. Реформатором был Горбачев. И таким Михаил Сергеевич останется в истории.

– Но один в поле не воин, должна быть команда людей, способных на социальные эксперименты?

– Ну что значит «команда»?! Бросьте вы! А кто команду-то собирает? Лидер. Поэтому на самом деле история не вспоминает, какая команда работала над отменой крепостного права. История знает: крепостное право в России отменил Александр II. И все! Реформатором можно назвать только того человека, который принимает решения и отвечает за них. В этом смысле отец относился к другому кругу людей. Он был ученым, писателем и, конечно же, политиком, который обладал широкими взглядами на социальные и экономические процессы в стране. Но реформатором я его назвать не могу. Эта функция целиком и полностью принадлежит Горбачеву. А с другой стороны, как-то смешно рассуждать об отце с точки зрения истории. Ведь он в моей памяти живой и дорогой мне человек┘

– Отец уделял вам достаточно времени или он был настолько занят, что вы редко виделись?

– Он был очень занят, но мне хватало его внимания. И он оказал на меня огромное влияние. Это не значит, что я с ним был во всем согласен. Мы много спорили и о политике, и о жизни, наши взгляды иногда были диаметрально противоположны.

– Отец смотрел ваши фильмы?

– Да. И насколько я знаю, хорошо относился к тому, что я делаю в кино.

– А Михаил Горбачев видел что-нибудь из ваших работ?

– Да. Я помню, что он ценил мой фильм «Город Зеро». Я его всегда приглашаю на свои премьеры, и на многие он приходит.

– В числе ваших зрителей были люди высокопоставленные, да и росли вы среди политической и культурной элиты┘

– Да, это очень влияет на формирование личности. Хотя у меня нет ощущения, что я какой-то особенный.

– Можно узнать, кто ваша мама?

– Мама окончила ГИТИС, театроведческий факультет, но всю жизнь занималась семьей и не работала.

– В одном из интервью вы сказали, что предпочитаете принимать на работу людей талантливых и вас не смущает, если у них тяжелый характер. Пару лет назад вы готовы были терпеть сложности во имя конечного результата. Не изменили эту точку зрения?

– Нет. Я готов терпеть даже очень скандального, очень трудного человека на съемочной площадке, на киностудии, но при одном условии: он не просто гипотетически талантлив, а реально способен делать все так, что я спокоен за тот участок, на котором он работает.

Причем, я не могу сказать, что я очень терпеливый человек, но иначе я работать не намерен. Это, кстати, чисто эгоистическая позиция. Если ты сосуществуешь с людьми неталантливыми, ты, как правило, должен выполнять и их работу, и свою. А зачем работать за других? Это – неэффективно. Скандальный, взбалмошный работник, который разгребает твои проблемы, достоин того, чтобы его терпеть. В противном случае – я и не терплю┘

– Но ведь это не самое комфортное состояние в работе – терпеть рядом с собой нелегких людей?

– Да, хочется жить комфортно и общаться с приятными людьми. С ними и посидеть хорошо, и выпить хорошо┘ А как до дела доходит – вдруг испаряется чувство комфорта, потому что результат деятельности приятного во всех отношениях человека оставляет желать лучшего┘

– Насколько вы терпеливый отец?

– Мое отношение к собственным детям достаточно критическое. Я часто бываю с ними строгим и крайне требовательным.

– А ругать детей нужно?

– И ругать нужно, и главное – детей надо принуждать делать то, что они, как правило, делать не хотят: учиться музыке, языку, читать книги┘ Напрягаться они не любят, и моя задача перестроить их день с учетом того, что им пригодится в жизни, а не с учетом их желания расслабиться и повеселиться. Весь опыт мировой истории доказывает – воспитание дается именно в жестких принудительных условиях подневольного детского труда. (Смеется.) А современная тенденция, когда все в стране работает на то, что дети скоро забудут слово «книга», приведет к ужасающим результатам. Боюсь, мы через десять лет получим поколение деградантов.

– Скажите, вы владеете языками?

– Английским, и во многом благодаря принудительному обучению. Родители заставили меня вызубрить язык, отдав в спецшколу. И должен сказать, что беда русского человека сегодня, что он очень мало языков знает, и даже один умудряется выучить лишь на уровне «здравствуй» и «до свидания». Сейчас невозможно работать в кино, не зная английского языка. Это просто неприлично. Вся киноиндустрия, и даже шире, вся бизнес-индустрия – англоязычна. Любой человек, который стремится эффективно работать, обязан говорить на языках.

– Как вы оцениваете поколение, которое родилось в 90-е годы?

– На мой взгляд, у них большие проблемы. Мне не хотелось бы выступать в роли судьи молодежи. Цинизм и некая развращенность должны быть присущи молодежи, но в поколении, о котором идет речь, цинизм превышает допустимые пределы. Хотя я могу понять, почему это случилось. Эти люди вошли в жизнь, когда все ценности были отметены. Было разрушено абсолютно все. Поэтому они, может быть, виноваты меньше всего в своих взглядах на жизнь. Общество само создало атмосферу, в которой чрезвычайно трудно воспитать духовных людей.

– Способны ли «новые циники», назовем их так, сделать что-то полезное для общества, для страны? Для самих себя, в конце-то концов?!

– Сомнительно┘ На мой взгляд, к созидательной деятельности они не готовы. Но я надеюсь, что это мое заблуждение. И вдруг в этом пустом и циничном мире зреет что-то мощное и красивое! Хотелось бы ошибиться в своем пессимистичном взгляде на молодое поколение и извиниться когда-нибудь перед циничными гениями, которые возродят искусство, создадут новые идеалы и откроют новые пространства. Вдруг они те самые сказочные двоечники, которые потом придумали теорию относительности и таблицу умножения?

– Ваши творческие планы?

– Планов много, но я не хочу о них говорить, будучи человеком суеверным. Боюсь сглазить. Жизнь довольно беспощадна к людям и к их планам на будущее. В свое время я начал совместный российско-итальянский проект «Палата № 6» с Марчелло Мастроянни в главной роли, и уже все было «на мази», как вдруг┘ раз – и от проекта остались только воспоминания.

– А как вам Мастроянни?

– Мы подружились, много разговаривали. Он вообще меня потряс тем, что не ощущал масштаба своей личности! Я вот думаю: а болел ли он вообще когда-нибудь звездной болезнью? Это был удивительно простой, интересный и обаятельный человек. К тому же Мастроянни был на редкость порядочным человеком, а это не часто встречается среди столь выдающихся людей.

– Если нельзя говорить о творческих планах, то, может быть, поговорим о вашем хобби?

– Я всю жизнь плаваю, хожу в бассейн каждый день. И это превратилось в настоящее хобби. Вождение машины для меня уже тоже хобби, потому что я вожу машину, не просто функционально перемещаясь из одной точки в другую. Для меня вождение нечто большее, чем просто крутить руль и жать на педали┘(Смеется.) В свое время Карл Маркс заполнял анкету – не припомню, по какому поводу. И на вопрос: «Ваши увлечения?» – он ответил: «Люблю копаться в книгах». Так вот, я тоже люблю копаться в книгах.

Из досье «НГ»

Карен Шахназаров родился 8 июля 1952 года. в Краснодаре.

В 1975 году окончил режиссерский факультет ВГИКа. Он снял фильмы «Шире шаг, маэстро», «Позови меня в даль светлую», «Мы из джаза», «Зимний вечер в Гаграх», «Город Зеро», «Цареубийца», «Американская дочь», «День полнолуния», «Всадник по имени смерть» и др. В 1998 году возглавил киноконцерн «Мосфильм». Народный артист России. Лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии РФ. Член коллегии Министерства культуры РФ. Член Европейской коноакадемии. Член Общественной палаты РФ.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2325
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5152
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2851
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
3291

Другие новости