0
1904
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

22.06.2010 00:00:00

Семь шагов

Соломон Гинзбург

Об авторе: Соломон Израилевич Гинзбург - директор фонда "Региональная стратегия".

Тэги: калининград, мечта


калининград, мечта Активное сотрудничество с Европейской полицейской организацией необходимо.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Наш край в силу геополитических особенностей находится в центре экономических и дипломатических игр, которые ведутся Евросоюзом и Россией, постепенно выходящими из социально-экономического кризиса.

Миссия нашего уникального региона очевидна: способствовать российскому присутствию в набирающей мощь объединенной Европе. Но реальных усилий – ни со стороны Москвы, ни со стороны Брюсселя – для развязывания балтийского геополитического узла не предпринимается. Чем выше степень взаимной озабоченности, тем зримее ухудшение ситуации для миллиона россиян западного края России. Например, калининградцы лишаются права получать бесплатные литовские и польские визы; для посещения Украины и Белоруссии калининградцам – и в этом отношении они опять-таки уникальны – требуются транзитные литовские визы и т.д.

Общие замечания

Посткризисный период создает запрос как на реализацию инерционного сценария, связанного с продолжением эксплуатации углеводородного потенциала консерваторами-путинистами, так и на реформы. Испытанный шок может стать стимулом для отработки новых моделей и подходов к развитию области. Пока со стороны руководства России внятной реакции на модель развития региона в окружении ЕС не просматривается.

Наиболее пагубный сценарий – усиление внутренних репрессий при конфронтационной внешней политике. Это тупиковый путь самоизоляции, внутренней стагнации и внешней вражды.

Лучший сценарий для российского эксклава – реализация калининградской мечты, предполагающей преобразования в трех измерениях: восстановление федерализма, включая выборность губернаторов, демократию и модернизацию. Калининградская мечта – это заветное желание передовой части региональной элиты обеспечить высокий уровень жизни, основанный на свободе личности и культуры в западном крае России.

Три подхода

Необычное положение области уже два десятка лет составляет основание для внутренней политической борьбы. Достаточно четко обозначаются три подхода к решению калининградской задачи.

Первый подход ассоциируется со стремлением к максимальной автономизации региона. Он предполагает обретение статуса республики, субъектность международного права и ассоциированное членство в Евросоюзе. Для этого в 2005–2006 годах предпринималась попытка создать общественно-политическое движение «Республика», которое сейчас находится в замороженном состоянии.

Второй подход противоположен первому. Он предполагает курс на стандартизацию, упрощение, унификацию области. Его сторонники убеждены, что лучшее средство против сепаратизма – причесывание области под одну гребенку с другими частями России. По их мнению, самый надежный способ решать проблему – ее не обсуждать.

Третий подход представляется наиболее перспективным. Он состоит в признании особого положения области путем принятия федеральных законов о государственных гарантиях, снижения административных барьеров, заключения международных соглашений между РФ и ЕС.

Имитация

Калининградская задача продолжает решаться «понарошку». Прорыва не происходит. Несмотря на победные рапорты, международное положение региона ухудшается. Адепты вертикализации не считают данный вопрос актуальным.

Демагогические заявления звучат с обеих сторон. Например, совсем недавно глава МИД Италии Франко Фраттини заявил, что россияне получат возможность путешествовать в Европу без виз уже в этом году. Его соотечественник Романо Проди в свое время, будучи председателем Еврокомиссии, говорил о том, что безвизовый режим между ЕС и РФ будет установлен в 2008 году. Не отстает постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов: «Что касается России, то мы готовы к безвизовому режиму с ЕС хоть завтра без предварительных условий. Мяч в этом вопросе полностью на поле ЕС» (22 декабря 2009 года).

Документ Еврокомиссии под названием «К модернизационному партнерству между Европейским союзом и Россией», изданный в феврале 2010 года, – набор общих слов и очередная имитация. Брюссельские бюрократы наполняют документ пустой риторикой о «сбалансированном развитии», «наращивании инвестиций» и прочими благими пожеланиями. Как в сказке Салтыкова-Щедрина: «Хотел новый медведь-воевода усмирить всех врагов, а съел чижика. На том и успокоился». С конца прошлого года ЕС отменяет визы для трех республик бывшей Югославии: граждане Черногории, Македонии и Сербии теперь свободно могут ездить в страны ЕС. В ближайшие месяцы эта практика распространится на Албанию, Боснию и Косово. Для граждан РФ запрос шенгенской визы связан с необходимостью пройти собеседование и заполнить анкету из 48 пунктов. Например, участники пятидневной турпоездки представляют данные об отце и матери, прежнем пребывании в шенгенских государствах и средствах существования.

Позицию Москвы ясно обозначает замминистра регионального развития РФ Максим Травников: «Согласитесь, будет несправедливо, если жители Калининградской области будут ездить в Литву и Польшу без виз, а другие граждане РФ, приехавшие в Калининградскую область, – нет» (Московская зависть?// – Дворник, № 38, 2009 год).

Вызов модернизации

Модернизация – не дань моде, а глобальное соревнование стран. Как подмечает российский политолог Александр Рубцов, «перекур на нефти» опасно затягивается.

Проблема не в том, как нам догнать Литву и Польшу по уровню жизни. Она в том, как изменить себя, демократизировать политику, институты, укрепить мораль, ценности, создать эффективное гражданское общество.

Необходимо ориентироваться не на традиционное «догнать и перегнать!», а на создание комфортной жизни, основанной на демократических институтах и инновационной экономике. Процесс модернизации непрерывен, постоянен. Без демократизации общественно-политической жизни он не происходит.

Опыт Южной Кореи, Сингапура, Китая – не для России. Завинчивание гаек, авторитарные методы руководства, глубокая «заморозка», сумасшедшие темпы роста при полурабстве – пройденный этап, приметы 30–50-х годов XX века.

Наша продукция окажется неконкурентоспособна, даже если баррель нефти будет стоить 500 долл. США, при столь высоких коррупции и административных барьерах.

Для тех, кто стремится занять лидерские позиции, переход к политике развития – категорический императив. Здесь требуются субъекты действия, заинтересованные в действительных переменах, а не в забалтывании модернизации, демагогии и новом словесном оформлении старой политики.

Альтернативой привычному политиканству может стать внятный постоянный диалог представителей разных групп интересов.

Модернизация не должна стать лозунгом, оправдывающим очередной «распил» бюджетных средств. Индикатор модернизации России – не только Сколково, но и Калининградская область. Прорыв на калининградском направлении покажет серьезность намерений элит осовременить Россию.


Преграды на пути: для получения даже краткосрочной шенгенской визы нужно ответить на десятки вопросов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

На опережение

Одномоментно, одноактно РФ и ЕС не могут перейти к взаимному безвизовому режиму. Наш регион способен первым апробировать такую цивилизованную практику.

По Отто фон Бисмарку: «Любая политика лучше политики колебаний». Региональная власть обязана не реагировать, а влиять, побуждая федеральных руководителей и еврочиновников к полезным действиям в интересах калининградцев.

Первый шаг – самый важный и трудный. Надо жестко ставить вопрос о присутствии калининградского раздела в готовящемся рамочном базовом соглашении между РФ и ЕС, принципиально определяющем направления долгосрочного стратегического партнерства. Возможно, в качестве приложения к основному тексту.

В разделе уместны три блока проблем – экономики, свободы и безопасности, образования и науки. Важны вопросы единых правил и норм, обеспечивающих кооперацию, равенство условий конкуренции, свободное движение товаров, услуг и капиталов. Сначала идентифицируются инвестиционные и торговые связи. Затем создается и расширяется необходимая правовая база. Интеграция – не цель, а процесс. При открытии рынков любая экономика находит дополнительные ресурсы развития. Очень важна тема соотношения европейской и отечественной систем стандартизации и технического регулирования: одна из причин низкой конкурентоспособности нашей продукции на европейских рынках – несоответствие общепринятым нормам качества и техническим стандартам.

Необходимо также зафиксировать норму о предоставлении гражданам РФ, проживающим в Калининградской области, бесплатных шенгенских мультивиз.

Нужны нормы, формирующие общее образовательное пространство, возможно, на основе Болонского процесса, предполагающего активный обмен преподавателями, аспирантами, студентами, сближение систем образования, взаимную конвертацию дипломов о высшем образовании.

Второй шаг предполагает отстаивание идеи либерализации въезда, вплоть до безвизового, в нашу область граждан Евросоюза. Нужны шаги навстречу, свидетельствующие об открытости и наличии доброй воли. Подобное несоразмерное, асимметричное (диссимметричное) решение простимулирует ЕС на встречные уступки для Калининграда. Федеральный законопроект уже подготовлен региональной оппозицией и предполагает внесение изменений и дополнений в закон о порядке въезда (выезда) в (из) РФ. Поддержка этой инициативы Госдумой РФ приведет к притоку инвестиций и созданию новых рабочих мест в регионе.

Конечно, «чужим умом не выстроишь дом». Тем более область не субъект международного права. Но использование успешного опыта усилит российские позиции в ходе переговоров. Поэтому полезно изучать опыт Швейцарии, Лихтенштейна, Норвегии и Исландии, не входящих в ЕС, но по базовым критериям отвечающих членству в Евросоюзе.

Третий шаг носит тактический характер. Во-первых, следует лоббировать подписание двусторонних российско-литовского и российско-польского договоров, которые снизят остроту калининградской визовой проблемы. Восстановится практика предоставления жителям области льготных национальных виз. Во-вторых, надо добиваться отмены коррупционной практики приглашений, настаивать на многоразовых визах, предоставляемых минимум на 2–3 года.

Четвертый шаг – инициировать круглый стол калининградских и европейских деловых людей. Он станет влиятельным постоянно действующим бизнес-форумом, который будет вырабатывать рекомендации не только органам региональной и федеральной представительной и исполнительной государственной власти, но и ЕС.

Форум способен активизировать обмен стратегиями развития, экономической информацией, проводить ее глубокий анализ, расширить сотрудничество между экономистами, вести совместные исследования. Инициаторами процесса могут стать представительство Торгово-промышленной палаты Гамбурга в Калининграде и местное отделение Торгово-промышленной палаты РФ. Детализированные отношения отечественного бизнеса с ЕС важны: прибавочная стоимость на пустых декларациях не создается. Лучше не соглашаться друг с другом, чем вообще не разговаривать.

Пятый шаг – предложить Калининград для регулярных встреч неправительственных организаций РФ и ЕС. Фактически это учреждение общественного форума Россия–ЕС. Его задача – способствовать сближению народов и становлению гражданского общества. К этому процессу необходимо привлечь региональную Общественную палату.

Следует предлагать Калининград и в качестве площадки для Комитета парламентского сотрудничества. Депутаты Европарламента, польского и литовского сеймов, Госдумы РФ, областной Думы и члены Совета Федерации РФ могли бы вести политический диалог. Это позволит последовательно отстаивать российские интересы, взаимодействуя с европейскими организациями, даже такими «неудобными», как Европейский совет по международным отношениям. Парламентское сотрудничество сближает правовые системы в сфере стандартизации, здравоохранения, фармацевтики, фитосанитарных мер, охраны окружающей среды, технического регулирования, рыболовства, информатики, сельского хозяйства, конкуренции, автомобилестроения, телекоммуникаций, таможни.

Шестой шаг – начать активно сотрудничать с Европейской полицейской организацией на основе соглашения, подписанного на Римском саммите еще в 2003 году. От этого борьба с международной преступностью, терроризмом, экономическими преступлениями, финансовыми аферами, нелегальной иммиграцией и наркотрафиком станет только результативнее.

В регионе четко просматривается тенденция нарушения 31-й статьи Конституции РФ. Следует положить конец преследованию граждан по политическим мотивам – демонстрантов, пикетчиков, депутатов, журналистов, общественных деятелей.

Седьмой шаг – приступить к созданию совместно с Евросоюзом единой системы высшего образования. Требуется расширить сотрудничество в сфере среднего образования, непосредственно между школами, лицеями, гимназиями. Этому способствует присоединение РФ к Болонскому процессу, которое состоялось уже 11 лет назад.

Необходимо продолжать настаивать на назначении авторитетной фигуры – либо вице-премьера федерального правительства, либо заместителя главы президентской администрации, – отвечающей за координацию действий по комплексному развитию области. Наш уникальный регион должен стать отдельным национальным проектом. Калининград обязан выиграть в острой конкурентной борьбе. Тогда калининградская мечта станет явью.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Василий Сафонов наверняка был бы счастлив

Надежда Травина

Большому залу Московской консерватории – 120 лет

0
337
О свойствах страсти

О свойствах страсти

Галина Коваленко

В петербургском МДТ поставили поэтический спектакль

0
359
Открой эту чёртову дверь

Открой эту чёртову дверь

Наталья Якушина

Спектакль о домашнем насилии поставили в Астрахани

0
388
Роботы идут на войну

Роботы идут на войну

Дмитрий Литовкин

Минобороны формирует первое бездушное подразделение

0
976

Другие новости

Загрузка...