0
1867
Газета Наука Интернет-версия

13.12.2006 00:00:00

Инновации – вторичная функция

Сергей Дзюба

Об авторе: Сергей Андреевич Дзюба - доктор физико-математических наук, профессор, директор Института химической кинетики и горения СО РАН (г. Новосибирск).

Тэги: наука


У нас в стране сложился довольно странный взгляд на роль науки в обществе вообще и на роль фундаментальной науки в частности. Фактически считается, что наука – что-то вроде отрасли народного хозяйства, задача которой – производство инноваций. Наличие или отсутствие последних считается главным критерием эффективности науки.

Конечно, наука должна производить инновации. Но осмелюсь на крамольное по нынешним «рыночным» понятиям утверждение: эта функция науки вторична. Первичная функция науки, особенно фундаментальной, – расширение представлений об окружающем мире, производство новых знаний. На основе этих знаний уже потом, естественным образом, появляются и инновации. Это появление – второй этап, отделенный от первого по времени, по участникам и по их мотивации. Философы Древней Греции отнюдь не думали об инновациях, когда пытались осознать место человека в окружающем мире. С тех времен в задачах фундаментальной науки по большому счету ничего не изменилось.

Наука – не отрасль народного хозяйства. Это сфера человеческой деятельности. Как и культура, образование, спорт, здравоохранение и т.д. Уровень развития науки определяет не только уровень экономики, но и уровень образования, уровень интеллектуального, культурного и духовного развития нации. В стратегической перспективе – это более важные задачи, чем развитие экономики. Образованное, культурное и развитое интеллектуально общество создаст в конце концов и эффективно работающую экономику. А стране дураков никакие инновации не помогут.

Ставить во главу угла развитие инноваций – все равно, что телегу запрягать впереди лошади. Правильно организованная экономика сама должна гоняться за инновациями и сама стимулировать их появление. Роль государства в инновационной политике должна сводиться только к созданию соответствующих экономических условий и к организации инновационной инфраструктуры – технопарков, особых зон и т.п. А все эти «лоты» – без толку потраченные деньги.

И вопросы развития образования ни в коей мере не должны привязываться к сиюминутным потребностям бизнеса. Тем более что последний и сам не всегда понимает, что ему нужно. Из наших школ и университетов должны выходить не «технари-образованцы» для службы олигархам, а высококультурные Личности, развитые интеллектуально и нравственно. Приоритеты в образовании должны существенно сместиться от конкретных технологических специальностей к гуманитарным дисциплинам. Кстати, почему-то во всех развитых в технологическом отношении странах так с приоритетами дело и обстоит.

Нынешние многочисленные нападки на Российскую академию наук в значительной степени связаны с искаженным представлением о роли науки в обществе. Конечно, внутренние проблемы в академии есть, и проблемы серьезные. Нужны и серьезные реформы. Но главная функция академии – производство знаний – ни в коем случае не должна подвергаться изменению. Именно эта функция должна быть определяющей, а не производство инноваций.

На фоне сегодняшних стереотипов также часто получает неправильную оценку международная деятельность российских ученых. Так как исследования у нас проводятся в том числе и на западные деньги, существует мнение, что наша наука обслуживает интересы других стран. Давайте разберемся.

Если это прикладные исследования, то тогда это нормальная коммерческая деятельность – экспорт наукоемких технологий и продуктов. Здесь надо только решить проблему отделения бюджетных денег от финансирования этих работ. А если это исследования фундаментальные, тогда финансовые вложения из-за границы (посредством так называемых грантов) происходят не только в получение важных для обеих сторон научных результатов, но и в «человеческий фактор» – укрепление интеллектуальной элиты в нашей стране, привлечение в науку талантливой молодежи, повышение уровня образования и т.д. Причем именно эта сторона является определяющей в политике западных научных фондов. Для них важно заполучить нас в качестве союзников, и союзников цивилизованных. Для нас участие в этом выгодно тем, что такое укрепление человеческого фактора приводит к укреплению научной сферы в жизни нашего общества.

Очень недальновидно сводить все задачи развития общества к решению только экономических проблем. Повышение интеллектуального и духовного потенциала нации – гораздо более важная и благородная задача. И в ее решении роль науки невозможно переоценить.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
2042
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4728
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2585
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2971

Другие новости