27.05.2009 00:00:00

Грипп подложил очередную свинью

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц - кандидат биологических наук.

Тэги: грипп, рнк

грипп, рнк Особенность генома вируса – клеверообразная форма вирусной РНК, которая хорошо распознается клеточными "машинками" синтеза белков (рибосомами).
Источник: gridpp.ac.uk

В момент начала вспышки свиного гриппа жители мексиканской столицы в массовом порядке перешли на ношение марлевых масок, стоимость которых тут же подскочила чуть ли не на пять тысяч процентов! Мало того, резко подскочил спрос на иконки с изображением св. Марии Гваделупской, будто бы защищающей от всяких напастей. Газеты полны панических публикаций, объявляя, что новый свиной вирус содержит ДНК (sic!), являясь разновидностью американского гриппа и «евроазиатского».

Газетчикам, конечно же, простительно не знать, что все вирусы гриппа в качестве генетического материала имеют РНК, во многом отличающуюся от ДНК. В частности, РНК мутирует в 100–1000 раз чаще, чем ДНК, что и позволяет вирусу раз за разом пробивать иммунную защиту птиц, свиней и человека. Все мы уже выучили очередную научную аббревиатуру – название варианта вируса: Н1N1. Неплохо было бы при этом знать, что это сокращенные названия поверхностных вирусных белков гемагглютинина (Н) и фермента нейраминидазы. «Недавний» вариант Н5N1 напугал всех азиатским птичьим, или куриным, гриппом, о котором все почти уже и позабыли, хотя о нем тоже было много криков.

Конечно, полторы сотни смертельных случаев в одной стране вызывают оправданное беспокойство. Но человечество все время живет под угрозой неспровоцированной биологической атаки. Свиной грипп зарегистрирован в 12 случаях начиная с декабря 2005 года. Все жертвы имели контакты со свиньями. Проблема усугубляется тем, что до сих пор случаи передачи вируса от человека к человеку не фиксировались, хотя и вирус Н1N1 у свиней не регистрировался. Все сразу вспомнили пандемию 1968 года, когда во всем мире погибло свыше миллиона человек.

Проблема гриппа давно не дает покоя и ученым. В прошлом году Мария Пременко из Университета Эмори в Атланте (США) с помощью геномного скрининга доказала, что для размножения-воспроизведения – репликации – вируса гриппа нужны и гены┘ хозяина! Прежде всего белок клеточных везикул-пузырьков, в которых вирус «доставляется» в цитоплазму, затем фермент цитохрооксидаза (СОХ), с помощью которого обезвреживаются агрессивные кислородные радикалы, и NEF – белковый фактор ядерного экспорта новосинтезированной вирусной РНК (Nuclear Export Factor). С такой же тщательностью проводится рентгеноструктурный анализ вирусных ферментов, отвечающих за синтез РНК, а также и других вирусных протеинов, которые определяют заразность и тяжесть поражения (патогенность и вирулентность). Все еще помнят вспышку птичьего гриппа во Вьетнаме, произошедшую в 2004 году.

Почти накануне появления свиного гриппа в Мексике Энн Палменберг из Висконсинского университета в городе Мэдисоне (США) опубликовала анализ 99 опубликованных на сегодня геномов различных риновирусов (Rhinovirus), поражающих, как это видно из их названия, носоглотку, вызывая тем самым гриппоподобную «простуду». Риновирусная инфекция приводит в половине случаев к развитию астмы у детей, а у взрослых – к хронической форме тяжелого легочного поражения.

Палменберг разбила сотню вирусных геномов на четыре группы семейного генеалогического древа, показав, как один тип вируса «вытекает из другого. Интересная особенность генома вируса – клеверообразная форма вирусной РНК, которая хорошо распознается клеточными «машинками» синтеза белков (рибосомами). Подобная молекулярная структура облегчает вирусу его стратегию завоевания клетки. Но в то же время, возможно, является и его ахиллесовой пятой.

Дело в том, что наличие клевера интересно своей эволюционной консервативностью – неизменностью последовательности одних и тех же устойчивых букв-нуклеотидов. Это «антидарвиновское» свойство может сослужить большую службу фармакологам, которые смогут создать такую блокирующую молекулу, которая способна перекрыть кислород всем членам вирусного семейства. И вполне возможно, что принципы воздействия на вирусные геномы, отработанные на риновирусах, окажутся полезными и в борьбе с самыми разными видами гриппа.