0
3
Газета Общество Печатная версия

08.12.2025 17:52:00

От лаковой миниатюры к "небесному Звенигороду"

В музеях Подмосковья проходят выставки Николая Рериха и народных промыслов

Тэги: музеи подмосковья, выставки, николай рерих, в поисках небесного звенигорода, народные промыслы, лаковая миниатюра


музеи подмосковья, выставки, николай рерих, в поисках небесного звенигорода, народные промыслы, лаковая миниатюра В экспозиции выставки в музее «Новый Иерусалим» представлено все разнообразие русской лаковой миниатюры.

Подмосковные музеи вошли в зимний выставочный сезон сразу двумя масштабными проектами. В Звенигородском государственном музее-заповеднике экспозиция «Рерих. В поисках «небесного Звенигорода» позволяет увидеть, как в творчестве художника, философа и путешественника Николая Рериха соединяются история Древней Руси и космизм Востока. А в музее «Новый Иерусалим» выставка «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй» показывает, как в лаковой миниатюре сосредоточена большая история страны и живая традиция народных промыслов.

Для Московской области характерно стремление сделать музеи центрами притяжения для широкой аудитории. «Стараемся наполнять музеи Подмосковья выставками, которые были бы интересны самой разной аудитории – и тем, кто профессионально интересуется искусством, и тем, кто впервые знакомится с творчеством известных мастеров, – отмечает губернатор Московской области Андрей Воробьёв. – Ждем в Подмосковье всех, кто интересуется искусством».

«Рерих. В поисках «небесного Звенигорода»

Масштабный проект «Рерих. В поисках «небесного Звенигорода» стартовал в Звенигородском государственном музее-заповеднике 4 декабря. Экспозиция объединяет 40 живописных работ Николая Рериха (1874–1947) из фондов Государственного Русского музея, значительная часть которых впервые экспонируется в Московской области.

Выставка охватывает ключевые этапы пути мастера. Среди знаковых экспонатов – «Весна священная», «Единоборство Мстислава с Редедей» и «Защитник (Облако-стрелок)».

«Эта глубокая и знаковая выставка, представляющая работы Николая Рериха – художника, философа, путешественника и общественного деятеля, – стала продолжением программы плодотворного сотрудничества Звенигородского музея-заповедника и Государственного Русского музея. Проект не только укрепляет связи между культурными учреждениями, но и делает мировые шедевры доступнее для жителей Подмосковья», – отметил министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов.

В 1903–1904 годах Рерих скрупулезно изучал особенности сохранившихся артефактов Древней Руси, что послужило началом его созидательной деятельности по защите памятников мировой культуры. Это период глубокого художественного осмысления русской истории и наследия русского православия. В этих ранних работах заметно влияние древнерусской архитектуры и иконописи. На выставке зрители смогут увидеть, как именно молодой художник искал свой художественный язык.

Особенно ценно, что в рамках своего большого путешествия по старинным городам летом 1903 года Николай Рерих посетил Звенигород. Результатом этой поездки стали этюды, запечатлевшие Саввино-Сторожевский монастырь и распятие у входа в обитель. Художника восхитила гармония местной архитектуры с ландшафтом – тот самый русский пейзаж, который он считал ключом к пониманию национального характера.

«После крупных монографических выставок Рериха последних лет экспозиция в Звенигороде представляется камерной, однако значение ее сложно переоценить. Путь Рериха, его «духовное восхождение» началось с археологических раскопок в русских провинциях, посещения старых русских городов, в том числе Звенигорода. Здесь он начал свои творческие поиски, и здесь сформировалось его понимание ценности культуры. Поэтому принимать Рериха в Звенигороде очень символично», – подчеркнул Василий Кузнецов.

Художник много путешествовал по России, Индии, Тибету. Гималайские пейзажи – особый этап в творчестве Рериха. География становится философией: работы, созданные во время знаменитых гималайских экспедиций, стали для Рериха попыткой запечатлеть «священные вершины» как источник высшего знания.

В экспозиции представлены работы Рериха для театральных постановок. Художник делал декорации к операм «Снегурочка», «Князь Игорь», «Сказание о невидимом граде Китеже», балету «Весна священная». Театральные декорации Рериха отличаются запоминающимися художественными образами природы, в которых соединялись сказочные и поэтические черты.

Особого внимания заслуживает работа Рериха над балетом Игоря Стравинского «Весна священная». Художник выступил здесь не просто оформителем, но фактически соавтором либретто, погрузив зрителя в мир языческой, дохристианской Руси. Его эскизы костюмов и декораций, представленные в рамках ретроспективы, поражают своей этнографической точностью.

Кураторы предлагают взглянуть на наследие художника через призму его философских исканий. Маршрут выставки выстроен как восхождение по «ступеням жизни» к идее «небесного Звенигорода» – города будущего, образа Новой России, «Державы Света», основанной на духовном совершенстве. После окончания Центральноазиатской экспедиции Рерих мечтал воплотить эту идею на Алтае.

Реальный город так и не был возведен, но зрители могут прикоснуться к «небесному Звенигороду», существовавшему в творческом воображении художника. Работы мастера дополнят видеоинсталляция «небесного Звенигорода» – виртуальное пространство, в котором картины художника соединяются со звуками колоколов и цитатами из его дневников и литературных произведений.

«Нам хочется обратиться к зрителям с призывом – не бояться мечтать! Красоту и познание всегда сопровождает мечта. Цитирую Николая Константиновича: «Мечтать – это великое качество, ибо оно наполняет сердце лучшими мощными огнями». Художник верил, что искусство и культура могут быть основой для построения мира», – рассказала директор Звенигородского государственного музея-заповедника Елена Кожевникова.

231-7-2480.jpg
Выставка в Звенигородском государственном
музее-заповеднике охватывает ключевые
этапы творческого пути Николая Рериха. 
Фото предоставлены Министерством культуры
и туризма Московской области
Отдельный раздел посвящен «Пакту Рериха» 1935 года – Международному договору по защите культурных ценностей, инициатором которого выступил русский художник.

Идея «Пакта» родилась у Рериха именно из осознания хрупкости красоты, к которому он пришел, путешествуя по миру. Документ стал первым в истории международным соглашением о безусловной защите культурных ценностей как в мирное, так и в военное время. На выставке этому аспекту уделено особое внимание, так как Звенигородский музей-заповедник видит свою миссию в сохранении исторической памяти. Посетители узнают, как идеи русского художника легли в основу современной системы охраны памятников ЮНЕСКО и почему этот документ называют «Красным крестом культуры». Экспозиция напоминает: «небесный город» невозможно построить, если не сохранить фундамент культуры земной.

Выставка проходит в стенах исторического Звенигородского манежа, что усиливает эффект погружения. Посетителей ждет встреча с наследием мастера в месте, которое само по себе созвучно его биографии. Здесь каждый сможет попытаться услышать тот самый звон колоколов «небесного Звенигорода», о котором мечтал Рерих.

«Так получается счастливым образом, что слово «Звенигород» не случайно в жизни Рериха, в его осмыслении окружающей действительности, духовных целей, оно неоднократно появляется на его творческом пути, – отметил куратор выставки Сергей Кривонденченков. – В 1933 году даже появилась его картина с таким названием, которая находится сегодня в музее Николая Рериха в Нью-Йорке, ее мультимедийную репродукцию мы показываем на экспозиции. Это собирательный образ города будущего, города знания и культуры. Николая Рериха называют целым космосом. Его личность многогранна: общественный деятель, мыслитель, философ, художник, археолог, исследователь. Сегодня, когда многие задумываются о смысле, о значении гуманизма в мире, труды Рериха как никогда актуальны – он был великий гуманист».

Выставка проходит в Звенигородском манеже до 24 мая 2026 года.

«Лаки. Большая история в миниатюре»

Около 300 произведений лаковой миниатюрной живописи представлены в музее «Новый Иерусалим» на выставке «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй». Экспозиция с опорой на исторический контекст показывает преемственность культурных традиций и подчеркивает их значимость для будущего России. В экспозиции площадью около 1500 кв. м представлены работы более чем 50 известных советских и российских художников декоративно-прикладного искусства, признанных мастеров лаковой миниатюры. Среди экспонатов – шкатулки, ларцы, панно, тарелки, иконы, украшения и другие предметы.

«Знаково, что проект «Лаки. Большая история в миниатюре» собрал и объединил все четыре главных наших центра лаковой миниатюры, – обратил внимание Василий Кузнецов. – Музей «Новый Иерусалим» продолжает оставаться объединяющим местом, площадкой не только для встречи с искусством, но и для его переосмысления. Народные художественные промыслы – тема для Подмосковья особенная. Наш регион является лидером как по объемам производства и реализации таких изделий, так и по количеству и разнообразию брендов, известных не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Поэтому разговор о промыслах, о наших традициях здесь, в Московской области, и в наши дни чрезвычайно важен. Надеюсь, что выставка позволит привлечь большое внимание к русской лаковой миниатюре и к нашему славному художественному наследию, которым нужно гордиться».

Лаковая миниатюра символизирует многовековые традиции и виртуозное мастерство, наследуемые от поколения к поколению. Эти уникальные изделия, наполненные душой и тщательной проработкой деталей, составляют неотъемлемую часть русской культуры с глубокими историческими корнями. Хотя техника лакового ремесла была известна многим цивилизациям, родиной лаковой миниатюры традиционно считается Китай. В Россию расписные подносы, веера и ширмы проникли в XVII веке благодаря торговле с Востоком, а настоящий расцвет промысла пришелся на XVIII век.

При Петре I лаковое дело начали преподавать в Академии художеств. Выдающиеся мастера адаптировали сюжеты под русский колорит: чаепития, прогулки в санях и экипажах, волшебные сказки, былины и герои. Лаками расписывали шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, зонты и трости. В Подмосковье и окрестностях Петербурга процветали многочисленные мастерские, однако до наших дней сохранились только четыре ключевых центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра. Работы мастеров из этих центров выступают связующим звеном между прошлым и настоящим, историческим наследием и современной культурой.

«На новой выставке представлено все разнообразие русской лаковой миниатюры, вся многогранность этого промысла, – рассказала директор музея «Новый Иерусалим» Анна Антипенко. – Здесь можно увидеть разнообразные предметы: шкатулки, табакерки, солонки, большие панно, картины, иконы, различные украшения и много всего другого. В новом проекте мы говорим не только о самом промысле, но и о большой истории нашей страны, охватывающей многие века, в которые происходили и печальные, и радостные события. Поэтому выставка представляет собой некое путешествие по русской истории, она рассказывает о традициях и обычаях русского народа. Каждый из трех залов выставки посвящен своей тематике, отражающейся в мотивах представленных произведений: народной культуры и героического прошлого, переломных моментах в истории государства, духовного наследия и единства Отечества».

Посетители выставки «Лаки. Большая история в миниатюре: Федоскино, Палех, Мстёра и Холуй» смогут погрузиться в удивительный мир народного искусства и по-новому открыть для себя многогранность русской культурной самобытности. Экспозиция стала своего рода продолжением проекта «Небесная мастерская» 2020 года, посвященного народным художественным промыслам Подмосковья и раскрывавшего их прошлое, настоящее и перспективы развития.

«Основной идеей нашей выставки стало то, что является опорой жизни нашего общества, – это традиции, образ жизни, наше верование, – подчеркнула куратор выставки, заслуженный работник культуры Российской Федерации, искусствовед Людмила Пирогова. – Поэтому не случайно в первом зале представлена жизнь нашего народа через призму XVIII–XIX веков. Наша связь с предками и их обычаями. Второй зал посвящен битвам, смутному времени и советскому периоду. Здесь показано отражение исторических событий в сюжетах ремесла. Третий зал представляет современное развитие традиции. Знаменательно, что в первом зале работа «Слово о полку Игореве» представлена в исторической трактовке, а в последнем – в современном видении. Главная идея выставки – верность традициям, заветам наших предков и единение».

Для посетителей выставки разных возрастов подготовлена специальная программа: тематические лекции, мастер-классы, экскурсии и квест, которые помогут глубже познакомиться с искусством лаковой живописи. Кроме того, гости могут осмотреть экспозицию с помощью аудиогида, который расскажет об истории создания представленных произведений и их художественных особенностях.

В масштабном проекте принимают участие Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства, Ивановский областной художественный музей, Государственный музей Палехского искусства, Государственный музей Холуйского искусства, Объединенный мемориально-художественный музей-заповедник «Усадьба Мураново имени Ф.И. Тютчева и частные коллекционеры.

Выставка проходит в год 230-летия федоскинского промысла, занимающего особое место в истории отечественного декоративно-прикладного искусства и ставшего одной из ключевых частей экспозиции. Фабрика «Федоскино» была основана в 1795 году, когда купец Коробов привез это искусство из Германии и обучил ему своих мастеров.

«На выставке в музее «Новый Иерусалим» вы сможете не только увидеть лучшие произведения лаковой миниатюры, но и разобраться в истории этого промысла, его техниках и особенностях, – отметила акционер и член совета директоров фабрики «Федоскино» Евгения Гладкина. – Примечательно, что все эти изделия являются неотъемлемой частью культурного кода нашей страны. Мы надеемся, что выставку посетят разные поколения и особенно что она запомнится детям и подросткам, которые станут проводниками наших традиций в будущее».

Выставка в музее «Новый Иерусалим» работает до 24 мая 2026 года.  


Читайте также


Музей "ЗИЛАРТ" в Москве открылся тремя выставками

Музей "ЗИЛАРТ" в Москве открылся тремя выставками

Дарья Курдюкова

От пьедестала до приюта

0
2934
Романтика моря и метафизика модернизма

Романтика моря и метафизика модернизма

Георгий Соловьев

Подмосковные выставки исследуют историю отечественного авангарда и жанра марины

0
5176
"Коллекция" намекает на масштаб

"Коллекция" намекает на масштаб

Дарья Курдюкова

Музейно-выставочный центр в квартале "Зиларт" откроется 2 декабря

0
3741
Сказки и папарацци

Сказки и папарацци

Дарья Курдюкова

На XIV биеннале "Мода и стиль в фотографии" в Мультимедиа Арт Музее

0
3874

Другие новости