0
1804
Газета Стиль жизни Интернет-версия

19.03.2003 00:00:00

Февральский вандализм

Юрий Климаков

Об авторе: Юрий Викторович Климаков - доцент Московского государственного университета культуры и искусств, кандидат педагогических наук.

Тэги: вандализм, памятник, революция, культура


В нашей печати послекоммунистических лет много писали и пишут о варварском уничтожении памятников архитектуры и искусства при большевиках. Большевики, и только они, как следует из иных публикаций, виноваты всегда и во всем. Но факты - слишком упрямая вещь. А они неоспоримо свидетельствуют: невиданное расхищение отечественного культурного достояния и, главное, организованное уничтожение памятников архитектуры и искусства начались еще в дни "февральской свободы".

Первый удар по культурным ценностям пришелся уже в самом начале Февральской революции. В страшные февральские дни были сожжены многие прекрасные административные здания Петрограда. Среди них - здания Окружного суда, полицейского архива, Охранного отделения, Литовский замок, особняк губернского жандармского отделения. Погрому и разграблениям подверглись особняки петербургских аристократов, в которых хранилось немало уникальных коллекций живописного и ювелирного искусства. Во время мятежа пострадали и некоторые царские дворцы. Например, на Аничковом дворце стрельбой были изуродованы карнизы, разбиты окна. В военные постои были превращены во время мятежа великолепные здания Таврического дворца в Петрограде и городской Думы в Москве.

Царь отрекся, в России утвердилась новая власть в лице Временного правительства и Советов. Казалось бы, дело с охраной национальных культурных ценностей должно было поправиться. Но известия стали приходить одно безрадостней другого. В удручающем состоянии оказался Тверской дворец в результате занятия его помещений революционными организациями. Это был один из лучших провинциальных дворцов, построенный учениками Матвея Казакова. Новые руководители загрязнили, заплевали и испортили обстановку дворца. Все ценные произведения искусства разграбили, разбили или бросили в общую кучу. Печальные вести шли и из других мест России. В конце апреля в Екатеринбург прибыл эшелон солдат под красными знаменами. Войдя в здание городской Думы, солдаты учинили там погром, уничтожили картины и скульптурные изображения русских царей. Затем, направившись в музей Уральского общества любителей естествознания, вандалы уничтожили там многие экспонаты.

Началась глупая и безжалостная война с неугодными новым правителям России памятниками скульптуры. В Екатеринославе 14 апреля по распоряжению исполнительного комитета сняли памятник Екатерине II и отправили для переплавки на снаряды. С одобрения местного комитета сбросили с пьедестала и памятник Екатерине II в Нахичевани.

Уничтожению памятников во многом способствовали статьи и фельетоны во всевозможных либеральных "листках". Схема была очень проста. Сначала появлялась подстрекательская статья. Затем быстро собравшаяся толпа "возмущенных граждан" в каком-нибудь городе шла громить очередной монумент. "Каждый царский памятник по существу своему контрреволюционен. Для упрочения нового строя их необходимо снести до основания", - советовал своим читателям "Московский листок". А на страницах "Петроградского листка" некий художник И.Владимиров договорился до того, что объявил неудачными памятники Пушкину и Гоголю в Москве. На страницах этих изданий пошли разговоры о "вредности" и "реакционности" знаменитых московских памятников царям Александру II и Александру III русского скульптора-монархиста Александра Опекушина. В апреле 1917 года уже появилось ходатайство некоей "группы граждан Москвы" о сносе памятника Александру III, находившегося у храма Христа Спасителя. Но то, что не успели сделать тогда, успешно довершили большевики. Опекушинские памятники царям и ряд других московских монументов весной 1918 года пали жертвой ленинского декрета "О снятии московских памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг". Такая вот преемственность...

По всей стране, подобно гигантскому снежному кому, нарастала волна экспроприаций, грабежей (под видом обысков), незаконных захватов чужих земель. Начиная с середины марта вновь, как и в 1905 году, запылали помещичьи имения. Книги и художественные ценности уничтожались и растаскивались по избам деревенскими мародерами, а потом куда-то бесследно исчезали. Особенно страшные формы деревенская анархия приняла к концу апреля 1917 года в Орловской губернии. Во время аграрных бесчинств крестьяне часто не щадили и специально открытые для них сельские бесплатные народные читальни, которых накануне революции в деревнях насчитывалось около 10 тысяч. В обстановке охватившего страну безвластия деревенская анархия разрасталась с каждым месяцем. Постоянно приходили известия о все новых ее жертвах. Было сожжено имение Шахматово с богатейшей библиотекой, принадлежавшее поэту Александру Блоку. В конце августа 1917 года бесчинствам местных жителей и грабежу подверглась даже Ясная Поляна!

Было бы неверным полагать, что при Временном правительстве не предпринималось никаких попыток сохранить национальный культурный фонд. Еще 4 марта 1917 года под председательством Максима Горького состоялось совещание деятелей искусства. На совещании говорилось о необходимости принять меры к охране брошенных дворцов и имущества, находившегося в них. Временное правительство согласилось с этим и образовало комиссариат для их охраны, в который, в частности, входили М.Горький, Ф.И. Шаляпин, А.Н. Бенуа, К.С. Петров-Водкин, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих. Отчаянные попытки предпринимали Александр Бенуа, Максим Горький и депутат А.М. Александров, чтобы спасти памятник Екатерине II в Екатеринославе. Но все предупреждения, просьбы и призывы лучших представителей нашей культуры тонули в пучине захлестнувшего страну всеобщего хамства.

Началась эпидемия ограблений церквей и монастырей. Первой, уже 4 марта 1917 года, подверглась ограблению Александро-Невская лавра. Тогда же началось и осквернение православных святынь. Дикий случай произошел апрельским днем в Киево-Печерской лавре. Там группа нетрезвых солдат совершила кощунство над мощами преподобного Паисия - святому разрезали ножом голову. Тогда же массовые масштабы приобрел незаконный вывоз за границу отечественных художественных ценностей. С приходом к власти большевиков это явление приняло такие грозные размеры, что правительству Ленина пришлось принимать экстренные меры, мобилизовав на борьбу с расхитителями национального достояния весь карательный аппарат ЧК.

Исследователям еще предстоит подсчитать тот невосполнимый ущерб, который понесло наше Отечество в дни "февральской свободы".


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
447
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
555
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
469
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
387

Другие новости