4450
Газета Стиль жизни Печатная версия

23.08.2022 17:54:00

Затерянные миры Сахалина. Каково это – съесть тележку устриц и быть покусанным сивучами

Анна Грин

Об авторе: Анна Грин – певица.

Тэги: путешествие, сахалин, монерон, сивучи, устрицы, турбизнес

На озере Буссе можно собирать и есть
устрицы в неограниченном количестве.
Этим летом мы с семьей улетели очень далеко – восемь часов беспосадочного полета. Вспоминается, как много лет назад мы летели четыре с половиной часа до Горно-Алтайска, прибыли в ночь, разместились в отеле, наутро пошли на завтрак, и еще совсем маленький сын заметил: «Надо же, так странно – тут все говорят по-русски». Он решил, раз так долго летели, то мы точно за границей. А вот нет: восемь часов перелета, а ты все еще в России-матушке – на Сахалине.

Разница во времени с Москвой – плюс те же восемь часов, поэтому первые несколько дней я засыпала исключительно со снотворным. Оно помогает уснуть, но абсолютно не помогает организму понять, что сейчас уже утро, а не полночь. Как и несколько чашек эспрессо. Когда на следующий день после прилета в Южно-Сахалинск ранним утром нашу группу загрузили в автобус и очень долго везли – спали все.

Из поселка Новиково, куда мы прибыли, нам предстоял путь в надувных лодках по Охотскому морю до нашего палаточного городка. Берег залива Анива, вдоль которого мы шли, поразил сходством с «Парком Юрского периода» – прямо-таки ждешь появления какого-нибудь птеродактиля. Полтора часа по волнам – и мы на месте: шесть двухместных палаток, импровизированная столовая, кухня, палатка для чемоданов, туалет, баня – прямо на берегу моря рядом с небольшим водопадом, шум которого приятно заглушал работу дизельного генератора. Вечером палатки и проход к водопаду подсвечивались милыми гирляндами, что создавало очень уютную атмосферу, несмотря на порывистый ветер, моросящий дождик и прохладную погоду.

Каждый день нам топили мобильную баню. Я увидела ее в первый раз: прямо в палатке устанавливается небольшая дровяная печка, есть камни, на которые можно поддать для жару, баки с кипятком и холодной водой. Хочешь – парься, хочешь – просто помойся. Наличие горячей воды – очень скрашивающий бытие факт.

В путешествие на Сахалин нас потянуло за косатками: увидев это магическое слово, я, не глядя на остальные детали программы, вписалась в эту авантюру. Три дня подряд на лодках мы выходили в море, тратили по шесть–восемь часов на поиски, но так и не увидели этих удивительных морских хищников. Зато встретили огромное количество любопытных нерп, познакомились с разнообразнейшими пейзажами, налюбовались невероятными закатами.

Особый, незабываемый вид открывается смельчакам, которые добираются до маяка Анива. Он построен японцами в 1939 году и сейчас представляет собой сильно разрушенное, на мой взгляд, опасное для посещений сооружение, куда ежедневно прибывает огромное количество туристов. Их высаживают на скалистый берег, а потом по скользким огромным валунам все карабкаются наверх при помощи натянутых веревок. Задач при этом две: не упасть и не раздавить яйца и птенцов чаек, которых в районе маяка просто несметное количество.

Внутри маяка тоже все разрушено, перила и ограждения давно проржавели от соли и ветра, но, если не побояться и все-таки залезть на самый верх, взору открывается невероятный вид на весь мыс Анива. Местные жители почему-то уверенно называют его самой южной точкой Сахалина – это не соответствует действительности, но туристов же надо чем-то привлекать. Виды действительно поражают и завораживают, плюс вызывают невероятное умиление и восторг серые пушистые птенцы чаек разных возрастов, приближение к которым вызывает бурю негодования и море переживаний у их шумных мамочек.

Компанию туристам на маяке Анива
составляет несметное количество чаек.
Фото автора
Три дня без связи, в палатках, в хорошей компании новых и старых друзей создали ощущение, что я отдыхаю не меньше недели. Но все самое интересное было еще впереди. Попрощавшись с лагерем, где все тайно мечтали о кровати и горячем душе, мы направились на озеро Буссе. Изюминка озера – сахалинские устрицы двух видов, которые при желании можно собирать самому. Поскольку мы приехали во время прилива, они уже были для нас собраны. Представьте: огромная строительная тележка доверху заполнена свежайшими устрицами! За 6 тысяч рублей с человека нас ждал приветственный бокал белого вина, неограниченное количество сырых устриц, мастер-класс по их открыванию и еще по три запеченные устрицы под разными соусами – всем любителям «морегадов» посещение этого озера настоятельно рекомендуется.

На берегу для особых ценителей есть лагерь с баней, комфортными большими палатками и трехразовым питанием от шеф-повара, который очень нахваливал свой крем-суп из устриц, но попробовать не дал и рецептом не поделился. «Только для проживающих», – пояснил он. Что ж, придется однажды вернуться туда с ночевкой.

А пока пора было отправляться на остров-заповедник Монерон, где мы очень надеялись встретиться с сивучами – северными морскими львами, существами «дикими, но симпатишными». Чтобы попасть туда, нужно два часа ехать на автобусе от Южно-Сахалинска, а затем еще два с половиной часа мчать по волнам на небольшом скоростном катере, дважды пересекая нейтральные воды. Монерон выглядит как затерянный мир: такая удаленность от большой земли, связи нет, интернета нет, только буйство зелени, птичьи базары и какой-то невероятный воздух, который в прямом смысле слова хочется есть ложкой. На острове огромное количество редких и исчезающих видов растений, все цветет и благоухает – это разнотравие и разноцветие делает воздух просто фантастическим! Нам сказали, что люди с астмой якобы забывают на острове про ингалятор, несмотря на цветение.

Монерон – особо охраняемая природная территория, поэтому для ночевки там есть лишь небольшая база из пары деревянных домиков, вмещающих не более 40 человек. Местные сплетничают, что когда-то их построил некий губернатор: в одном планировал жить сам, другой – для прислуги. Но что-то пошло не так, губернатора сняли, а домики остались. И теперь там размещают на ночь туристов, которые хотят воочию увидеть колонии нерп и сивучей. А наша группа не просто хотела увидеть их – мы хотели с ними понырять.

На следующий день нас повезли вдоль берега к одной из самых больших колоний сивучей. До этого я слышала истории о том, что эти огромные тюлени абсолютно не боятся людей, подплывают очень близко и даже могут укусить, но и представить не могла, как это происходит в действительности.

Подплыв на лодках к колонии этих гигантов, которые своим ревом то ли приветствовали нас, то ли пытались напугать, мы надели дайверовское оборудование и нырнули. Водичка, прямо скажу, бодрящая – это, конечно, не Баренцево море, где приходится нырять в «сухарях» – водонепромокаемых гидрокостюмах, но и не Индийский океан, где при желании можно нырять и без костюма.

Мы даже не успели еще уйти под воду, а десятки огромных сивучей окружили нас со всех сторон, пытаясь подплыть вплотную. Я поспешила погрузиться как можно быстрее, планируя не спеша протестировать новое оборудование на небольшой глубине. Но не тут-то было: как только я опустилась на дно и начала разбираться с жилетом, меня внезапно… укусили за голову! Это было настолько неожиданно, что я на доли секунды растерялась. Надо сказать, шлем из пятимиллиметрового неопрена очень выручил в этот момент, ибо зубки у сивучей – ого-го. Передние буквально отпечатались у меня на лбу, а нижнюю его челюсть я почувствовала в районе затылка. Пока я немного замешкалась, этот игривый ластоногий нахал укусил меня за руку, потом за ласту. В итоге была изрядно покусана вся наша группа – конечно, это не больно, лишь немного становилось не по себе от осознания, что вот сейчас тебя кусают вроде как играючи, а вдруг потом решат сжать челюсти покрепче… Наверное, это был мой самый короткий дайв из 160: холодная вода и нахальные тюлени заставили очень быстро вылезти на лодку.

Второе погружение мы делали у лежбища нерп, но эти любопытные создания оказались не такими общительными, близко не подплывали, а лишь медленно проплывали мимо вдалеке. Удивительно, насколько эти, казалось бы, грузные и неуклюжие на земле существа грациозны под водой!

Возвращаясь с дайвинга, мы столкнулись с малоприятной, но, к сожалению, встречающейся в России ситуацией: двум лодкам с туристами пришлось болтаться в море, пока руководство базы встретит VIP-гостей, прилетевших с Сахалина на вертолете. Так и заявили: «Прибыли люди, которые могут позволить себе добраться сюда на вертолете!» «Вертушка» уже давно заглушила двигатель, но швартоваться все равно не разрешали – держали в мокрых гидрокостюмах в лодках, дабы не помешали своим присутствием каким-то «важным людям». Хочется верить, что туристический бизнес в России научится правильно выстраивать отношения с клиентами и путешествия станут источником только положительных эмоций и впечатлений – а их в нашей стране можно получить на любой вкус.