0
1299
Газета Главная тема Интернет-версия

08.08.2002 00:00:00

Господин Гасконец

Тэги: бушков, дюма


Знаете ли вы, кто такой Александр Бушков? Нет, вы не знаете! А статистика знает все. Лет пять назад мне довелось принять участие в одном соцопросе. Вопрос был такой: "Назовите самую, на ваш взгляд, великую книгу ХХ века". Третье место, естественно, поделили Библия и Книга рекордов Гиннесса - референтный юмор, равно как и референтная тупость, статистически предсказуемы. На первом - "Мастер и Маргарита", чего также не ожидать трудно. А вот чистое второе поразило меня в самую пуповину. Это была сага о Пиранье Александра Бушкова. Для непосвященных: "Охота на Пиранью", "Возвращение Пираньи" и что-то типа "Пиранья исчезает в полдень после обеда". Бывает ли дым без огня?

Возможно, бывает. Речь не о том. Просто Бушков, как это ни смешно звучит, действительно хороший писатель, знающий и умеющий. В том числе - зарабатывать деньги. Заработав достаточно, он получил от издателя роскошный подарок. Ему разрешили написать Книгу.

Дело в том, что основной единицей в крупноиздательской практике является серия. Серия определяет формат, жанр и количество запятых в предложении. А Книгу можно писать как и о чем угодно. Единственное условие, которое издатели поставили заслужившему поощрение автору, - пусть это будет Книга На Триста Тысяч начального тиража. То есть как у Акунина.

Вот и прозвучало главное слово. Бушков написал книгу под названием "Д"Артаньян, гвардеец кардинала". Написал замечательно. Опровергнув суеверие, будто бы Борис Акунин - это в принципе не воспроизводимый феномен. Очень даже воспроизводимый. Только если Григорий Чхартишвили продемонстрировал нам путь от "литератора с амбициями" до работника на конвейере, то Бушков наоборот - от штамповщика до мастера штучной работы. Зависит ли от этого результат? В общем, нет.

* * *

Книга представляет собою римейк известного романа Александра Дюма и Огюста Макэ "Три мушкетера". Может быть, самого читаемого в нашей самой читающей стране лет двадцать-тридцать назад. Бушков вышивает свои узоры по канве читательской эмоциональной памяти. Сует палец в рану. Шагает по мосту в ногу. Ну, вы понимаете.

Однако Бушков не повторяет главной ошибки всех литературных и кинематографических римейкеров. Он не переписывает "Трех мушкетеров" на современный лад. Подобно тому же Акунину, он бережно сохраняет то, что называется "духом эпохи". Вы жили четыреста лет назад?.. Я - нет. А потому все происходящее в исторических романах кажется мне в высшей степени достоверным. Последние романы Акунина именно потому вызывают множество нареканий, что произвольные авторские интерпретации современности не всегда дают читателю возможность отождествиться с фактурой, а качество и проработка фактуры - это главный акунинский брэнд и главное, чего не хватает притязательному читателю в массовых боевиках.

Бушков переписывает "Трех мушкетеров" буквально, почти как Пьер Менар. Не дословно, но на очень высоком уровне стилизации. Повторить роман Дюма слово в слово ему мешает одно крошечное обстоятельство. Когда в начале романа д"Артаньян приезжает в Менге и встречает там Рошфора с Миледи, он вдруг понимает: это они!.. Те люди, ради которых он покинул свое поместье и двинул в Париж. Именно таким - прекрасным, совершенным, облагороженным печатью служения - видел он себя в юношеских мечтах.

Из-за этого все меняется. Сюжетная и образная структуры первоисточника сохраняются (разнятся только детали: вместо Лондона герои отправляются в прокуренный Амстердам), но наполняются противоположным пафосом. Это "Три мушкетера" глазами противоположной стороны. Ход, гениально использованный Ником Перумовым в продолжении "Властелина колец" и принесший ему популярность, мало чем подтвержденную впоследствии.

Итак, король Людовик XIII является, прошу прощения, импотентом. Анна Австрийская - лесбиянка. Капитан де Тревиль - что-то вроде бандитского "бригадира". Атос, Портос и Арамис представляют три различных типа человеческой гнусности. Противостоит этой банде вырожденцев, извращенцев, коррупционеров и национал-предателей "хорошее КГБ" во главе с кардиналом Ришелье. А д"Артаньян, конечно, пророк его.

Пересказывать всем известный сюжет, во-первых, бессмысленно, во-вторых, я дал слово издателям. Издатели хотят, чтобы вы сами прочли и удостоверились. Но в заключение - маленькое открытие. На тему "Кто руководит литературой".

К моему совершенному изумлению, это делает не Андрей Немзер и даже не боги-издатели. Это делают оптовые распространители. Осуществив экспертное прочтение очаровательного романа, они определили его жанр: 100 тысяч. Одна третья Акунина. Слишком сложно, говорят, люди, мол, не потянутся.

Эх┘ А Слава-то Курицын страдает, изучая вдоль и поперек последний акунинский роман, дает советы, мыслит о причинах внезапного ухудшения┘ Оптовики, Слава, оптовики! Проще надо быть. Тогда и люди потянутся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Исполнение законов за решеткой зависит от тюремной инструкции

Екатерина Трифонова

Заключенных будут по возможности отпускать на волю для платного лечения

0
772
Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Россия стала главным инвестиционным донором Евразийского экономического союза

Ольга Соловьева

Санкционное давление Запада изменило направление капвложений в ближнем зарубежье

0
918
Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Перед выборами коммунисты вспоминают об опыте большевиков

Дарья Гармоненко

Партия интернационалистов разыгрывает этническую карту в ряде протестных регионов

0
748
Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Россия вписалась в глобальную тенденцию дефицита учителей

Анастасия Башкатова

Цифровизация парадоксальным образом увеличила нагрузку на педагогов

0
888

Другие новости